Документ подготовлен программой Росметод
Методические рекомендации по организация дистанционного
обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по организация дистанционного
обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее –
Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи в организации обучения
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – инвалиды
и лица с ОВЗ) при реализации образовательных программ или их части с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий.
1.2. Рекомендации разработано в соответствии со следующими
нормативными документами:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
– Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ;
– Приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам высшего образования - программам
бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
– Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
– Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
– Федеральные государственные образовательные стандарты (далее –
ФГОС);
– Устав образовательной организации и иные локальные нормативные
акты.
1.3. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством
функций
организма,
обусловленное
заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
1.4. Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий.
1.5. Образовательные организации реализуют образовательные
программы или их части с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий,
Документ подготовлен программой Росметод
практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или)
государственной итоговой аттестации обучающихся.
1.6. В случае перехода обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ на обучение
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, образовательная организация должна действовать в интересах
каждого конкретного обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ и определять
возможность их обучения в соответствии с рекомендациями, данными по
результатам
медико-социальной
экспертизы
или
психолого-медикопедагогической комиссии, а также специальными условиями, созданными в
образовательной организации и по месту нахождения обучающегося.
2. Общие рекомендации по организация дистанционного обучения
инвалидов и лиц с ОВЗ
2.1. При организации образовательного процесса с использованием
дистанционных технологий для инвалидов и лиц с ОВЗ должна учитываться
полная совокупность психолого-педагогических установок, определяющих
специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств с учетом обеспечения доступности материалов для
инвалидов и лиц с ОВЗ.
2.2. Из общепедагогических технологий наиболее перспективными при
организации образовательного процесса для инвалидов и лиц c ОВЗ выступают
личностно-ориентированная образовательная технология и адаптивная
педагогическая технология.
2.3. При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
допускается использование специально оборудованных помещений, их
виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ
осваивать компетенции (с учетом обеспечения доступа к информационным
системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным
для использования инвалидами и лицами с ОВЗ).
2.4. При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должна
обеспечиваться полная доступность учебных материалов для их восприятия и
обратной связи с учетом конкретной нозологической группы.
2.5. При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая
происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов
образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференцсвязи, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», с
учетом обеспечения доступа к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям, приспособленным для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
2.6. При реализации образовательных программ с применением
электронных и дистанционных образовательных технологий педагогическим
Документ подготовлен программой Росметод
работникам рекомендуется своевременно отвечать на вопросы обучающихся
инвалидов и лиц с ОВЗ и регулярно оценивать работу с использованием
различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
2.7. Образовательная организация самостоятельно определяет набор
электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в учебновоспитательном процессе для инвалидов и с ОВЗ, а также корректирует
расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, и создания специальных условий для обучающихся инвалидов и
лиц с ОВЗ разных нозологических групп.
2.8. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с
применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям)
образовательным организациям рекомендуется обеспечить доступ к ресурсам
электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого
обучающегося.
2.9. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ, в отличие от остальных,
имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала,
выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Основными
факторами при выборе подхода к обучению конкретного человека с
инвалидностью и ОВЗ является ведущий для него способ восприятия учебной
информации: зрительной, слуховой, тактильной. Для этого при создании или
выборе готовой обучающей среды должна быть предусмотрена определенная
вариативность средств и форм представления информации. Они должны быть
обеспечены электронными образовательными ресурсами (программы,
учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в
формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия
информации:
2.9.1. для лиц с нарушениями зрения:
– в форме электронного документа;
– в форме аудиофайла;
2.9.2. для лиц с нарушениями слуха:
– в форме электронного документа;
– в форме видеофайла (при условии сопровождения титрами или
сурдопереводом);
2.9.3. для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в форме электронного документа;
– в форме аудио- или видеофайла.
3. Рекомендации по реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для
лиц с нарушением зрения
3.1. При получении лицами с нарушениями зрения образования в
дистанционной форме определяющее значение имеет доступ к информации в
учебном процессе. Важнейшее значение в обеспечении инвалидам по зрению
возможностей
получения
качественного
образования
приобретают
Документ подготовлен программой Росметод
компьютерные технологии, адаптированные для незрячих и слабовидящих компьютерные тифлотехнологии, которые могут служить эффективным
инструментом преодоления проблемы информационного обмена.
3.2. Можно выделить три этапа организации дистанционного обучения
лиц с нарушениями зрения:
– подготовительный (создание необходимых технических и специальных
условий для обучения);
– непосредственно процесс дистанционного обучения и заключительный
(включающий контрольно-оценочные процедуры и анализ эффективности
процесса обучения с использованием дистанционных технологий).
3.3. На первом этапе необходимо прежде всего обсудить с обучающимся
с нарушениями зрения и его родителями (законными представителями)
индивидуальные особенности организации его образовательного процесса
путем дистанционного обучения, потребность в оказании индивидуальной
поддержки, а также установить уровень владения обучающимся персональным
компьютером и сенсорными мобильными устройствами (смартфоном), умение
работать со специальными программами.
3.4. Необходимо предусмотреть:
– возможность предоставления демонстрируемой на занятиях
мультимедийной информации обучающемуся с нарушениями зрения в
доступной для него форме (электронный вариант для индивидуального
просмотра на компьютере, в ходе лекций такую информацию важно
прочитывать
вслух
и
при
необходимости
сопровождать
тифлокомментированием). Другие учебные материалы также необходимо
предоставлять в форматах, которые позволяют просматривать их на личном
компьютере или смартфоне;
– возможность дублирования информации с использованием разных
ресурсов. Например, задания размещаются на образовательной платформе
образовательной организации и дублируются по электронной почте, в
WhatsApp и т.д.;
– интерактивное расписание занятий с использованием разных
педагогических техник;
– учет индивидуальных особенностей обучающегося, важно
предусмотреть дополнительное время на выполнение заданий;
– организацию предварительной связи (по телефону, в чате WhatsApp)
перед началом проведения занятий (за 20 минут) в случае онлайн-занятий,
требующих присутствия в строго определенное время.
3.5. При реализации образовательной программы с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
образовательная организация обеспечивает идентификацию личности
обучающегося и контроль соблюдения требований, установленных локальными
нормативными актами образовательной организации.
3.6. В условиях реализации учебного процесса в дистанционном режиме
для каждого обучающегося, в том числе и для слепых и слабовидящих,
составляется определенный учебный план в соответствии с его
Документ подготовлен программой Росметод
индивидуальными
особенностями
здоровья
и
образовательными
потребностями.
3.7. Обязательным направлением деятельности при организации
дистанционного обучения лиц с нарушением зрения выступает комплексное
сопровождение обучающихся, включая сопровождение ассистентов, тьюторов
(родителей, лиц их замещающих) и при необходимости тифлопереводчиков и
др. специалистов.
3.8. Использование информационных технологий, адаптированных для
работы пользователей с нарушением зрения, обеспечивает:
– доступ к информации на электронных носителях;
– доступ к информационным ресурсам Интернет;
– доступ к плоскопечатным текстам (путем сканирования, распознавания
и прочтения при помощи синтезатора речи или тактильного дисплея;
– возможность использования информационно-поисковых систем, баз
данных, электронных каталогов библиотек;
– преобразование электронной информации в доступную и удобную
форму (например, печать текста рельефно-точечным или укрупненным
шрифтом);
– самостоятельную подготовку на компьютере различных работ
(сочинений, изложений, рефератов, докладов и др.);
– дистанционный обмен информацией.
3.9. В рамках организации электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий необходима организация рабочего места
педагогического работника, а также самого обучающегося с нарушениями
зрения, которая включает:
– стационарный программно-аппаратный комплекс и ряд устройств,
позволяющих использовать современные интерактивные образовательные
ресурсы для обучения лиц с нарушениями функций зрения. Наличие
специальных
конструкторов
позволяет
отрабатывать
навыки
пространственного ориентирования;
– рабочее место обучающегося с нарушением зрения состоит из
специализированного
мобильного программно-аппаратного комплекса,
специального программного обеспечения и комплекта периферийного
оборудования;
– комплект периферийного оборудования формируется с учетом
индивидуальных потребностей пользователя с нарушением зрения и может
включать в себя индивидуальные технические средства обучения (тактильный
дисплей и др.) и/или коллективные (специальный принтер).
3.10. Обучающиеся с нарушением зрения способны оперативно получать
информацию, осуществляя самостоятельно ее поиск в сети Интернет или на
электронных носителях. Благодаря появившейся возможности сканирования
плоскопечатных текстов, незрячий обучающийся в течение нескольких часов
может получить в электронном виде практически любой учебник по
гуманитарным предметам. При этом может возникнуть сложность
Документ подготовлен программой Росметод
распознавания при сканировании и представления математических формул,
однако и эта техническая проблема во многом решена на некоторых ресурсах.
3.11. Наиболее часто применяемые устройства и программное
обеспечение, облегчающие работу незрячего пользователя:
– программное обеспечение для чтения электронных книг,
предназначенное для комфортного чтения книг с экрана, воспроизведения
текста в звуковом формате, форматирования и конвертирования текстов;
– программы увеличения изображений предназначены для пользователей
с ослабленным зрением;
– программы экранного доступа, обеспечивающие распознавание и
озвучивание текстовой и графической информации, выводимой на монитор, и
применение тактильных дисплеев для чтения текстовой информации рельефноточечным шрифтом Брайля. Программы экранного доступа, основанные на
технологиях синтеза речи;
– тактильный дисплей – устройство, позволяющее незрячему
пользователю воспринимать текстовую информацию с обычного дисплея в
виде рельефно-точечных символов системы Брайля;
– специальные принтеры, распечатывающие текст рельефно-точечным
шрифтом Брайля, представляют собой устройства вывода текстовой
информации в символах шрифта Брайля. «Электронная лупа» представляет
собой телевизионные увеличители, проецирующие изображение бумажных
документов на экран монитора или телевизора.
3.12. Оказать содействие в распечатке материала рельефно-точечным
шрифтом Брайля, и изготовлении некоторых рельефно-графических пособий,
предоставлении информации о необходимом оборудовании и оказать другую
помощь могут в центрах поддержки, созданных в библиотеках для слепых,
общественных организациях инвалидов по зрению. Компьютер, оснащенный
специальным программным обеспечением, обучающемуся с нарушением
зрения также рекомендуется иметь дома.
3.13. Существенно облегчает образовательный процесс обучающегося с
нарушением зрения диктофон с флеш-памятью. С его помощью обучающихся с
нарушением зрения может накапливать на компьютере учебный материал в
цифровом формате, быстро его находить и обрабатывать.
3.14. Для оборудования рабочего места обучающегося с нарушением
зрения дома должны быть разработаны рекомендации для родителей по
созданию необходимых условий. Необходимо уделить внимание освещению
рабочего стола, за которым сидит обучающийся. Необходимо обеспечить его
размещение в близи окна или источников освещения. Специальное рабочее
место служит обеспечению безопасности и комфортности учебной работы, его
устройство направлено на устранение чрезмерных физических, динамических,
статических, сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных нагрузок и должно
исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма обучающихся с
нарушениями зрения.
3.15. Прохождение сетевого занятия необходимо разбить на временные
промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности.
Документ подготовлен программой Росметод
Соответственно увеличить срок прохождения сетевого курса настолько,
насколько будет необходимо. Для привлечения внимания рекомендуется
широкое применение наглядных средств обучения, в основном для
слабовидящих, для слепых, при наличии технических средств, например,
брайлевской клавиатуры, дисплея. Для развития произвольного внимания
рекомендуется использовать средства определенного уровня абстрактности схемы, диаграммы, таблицы.
3.16. Информатизация учебно-воспитательного процесса и освоение
дистанционной формы обучения раскрывает возможности для решения
проблем в образовании слепых и слабовидящих обучающихся, а именно:
– улучшение форм представления учебного материала;
– создание учебно-познавательной среды, интенсифицирующей процесс
развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
– развитие интеллектуальной и творческой среды, вовлечение
обучающихся в создание мультимедийных и программных продуктов;
– необходимость создания цифровых образовательных ресурсов.
3.17. При дистанционном обучении обучающихся с нарушением зрения,
следует соблюдать определенные рекомендации:
– рабочее место дома должно определяться в соответствии с
рекомендацией врача-окулиста;
– стол, за которым работает обучающийся, должен иметь матовую
поверхность;
– одним из важнейших условий для нормального протекания
сохраненных зрительных функций является освещенность рабочего места:
норма 400 - 500 люкс, при отсутствии светобоязни;
– существенным условием является дозирование зрительной нагрузки.
Индивидуально ее рассчитывает врач-офтальмолог, но не более пятнадцати
минут;
– выполнять во время перерывов гимнастику для глаз;
– необходимо соблюдать требования к наглядности: контрастность
контуров предъявляемых объектов, предварительная проработка некоторых
картин и рисунков: усиление контура, удаление лишних деталей, оптимальные
для восприятия размеры объектов - общая площадь около 500 квадратных
сантиметров, отдельные детали - 13 миллиметров; толщина контура объекта
зависит от остроты зрения, примерно, от полмиллиметра до пяти миллиметров;
цветовая гамма должна быть разнообразна, предпочтительнее желто-оранжевокрасные, зеленые и коричневые тона и оттенки. Желательна окраска, близкая к
естественной окраске;
– речь педагогического работника должна быть выразительной и точной,
необходимо проговаривать все, что он делает;
– учебники, тетради по возможности следует использовать специальные:
аудио учебники, тетради электронные;
– цвет чернил для письма предпочтительнее черный, для выделения –
зеленый.
Документ подготовлен программой Росметод
4. Рекомендации по реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для
лиц с нарушением слуха
4.1. При организации образовательного процесса с применением
дистанционных образовательных технологий для обучающихся с нарушением
слуха (слабослышащих) необходимо учитывать, что слуховая недостаточность
затрудняет речевое и частично интеллектуальное развитие, но при этом у них
сохраняется способность к самостоятельному накоплению речевого запаса при
помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего обычно отличается рядом
существенных недостатков, которые могут затруднять учебный процесс, а
также процесс усвоения сложного для понимания материала.
4.2. При организации образовательного процесса с применением
дистанционных образовательных технологий для обучающихся с нарушением
слуха (слабослышащих) необходимо учитывать ряд личностных особенностей
слабослышащих, влияющих на процесс их профессионального образования и
профессионального обучения:
– у обучающихся с нарушением слуха гораздо большее значение, чем в
норме, имеют зрительные раздражители, так как основная нагрузка по
переработке поступающей информации ложится на зрение. Восприятие
словесной речи посредством считывания с губ требует полной
сосредоточенности на лице говорящего человека;
– продуктивность внимания у обучающихся с нарушенным слухом в
большей степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого
материала. Чем они выразительнее, тем легче обучающимся с нарушенным
слухом выделить информативные признаки предмета или явления;
– обучающиеся с нарушенным слухом нуждаются в большей степени в
использовании разнообразного наглядного материала в процессе обучения.
Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим
количеством схем, диаграмм, рисунков, компьютерных презентаций и тому
подобным наглядным материалом;
– процесс запоминания у обучающихся с нарушенным слухом во многом
опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, то есть по
соотнесению нового материала с усвоенным ранее материалом. И в то же время
специфические особенности зрительного восприятия слабослышащих влияют
на эффективность их образной памяти – в окружающих предметах и явлениях
они часто выделяют несущественные признаки. В процессе профессионального
образования это качество обучающихся с нарушенным слухом может
приводить к тому, что некоторые основные понятия изучаемого материала
должны будут объясняться особо, что требует дополнительного учебного
времени.
4.3. Обязательным направлением деятельности при организации обучения
лиц с нарушением слуха в дистанционном формате выступает процесс
сопровождения (сурдопереводчика, тьютора, психолога, социального педагога).
Максимально эффективным является привлечение к проведению занятий
сурдопедагогов.
Документ подготовлен программой Росметод
4.4. Рекомендации для педагогических работников:
– с целью получения обучающимися с нарушенным слухом информации
в полном объеме звуковую информацию нужно обязательно дублировать
видеоматериалами (в том числе «бегущая строка», сопровождение
сурдопереводчика) и/или печатным материалом. Особую роль в педагогической
деятельности, обращенной к обучающимся с нарушенным слухом, играют
видеоматериалы. Предъявляемая видеоинформация может сопровождаться
текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом. Видеоматериалы
помогают в изучении процессов и явлений, поддающихся видеозаписи, а
анимация может быть использована для изображения различных динамических
моделей, не поддающихся видеозаписи процессов и явлений. Анимация может
сопровождаться гиперссылками, комментирующими отдельные компоненты
изображения. Также важную обучающую функцию выполняют компьютерные
модели и конструкторы, компьютерный лабораторный практикум;
– некоторые слабослышащие обучающиеся могут воспринимать
отдельные звуки неправильно. В этом случае при записи онлайн-уроков,
проведении онлайн-конференций лектору следует говорить немного более
громко и четко, подбирая подходящий уровень;
– создание текстовых средств учебного назначения для обучающихся с
нарушенным слухом требует обязательного участия специалиста-дефектолога,
сурдопереводчика, контролирующего и формирующего развитие словарного
запаса такой категории обучающихся. Это вызвано тем, что одним из наиболее
значимых следствий недуга является ограниченный словарный запас и
недостаток базовых средств для его пополнения.
4.5. Формулировка фраз должна быть краткая и понятная.
Стоит избегать употребление многозначных слов и выражений, слов с
двойным смыслом, слов – обобщений, сложных и недоступных для понимания
терминов.
5. Рекомендации по реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для
лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата
5.1. Практика обучения лиц с нарушением опорно-двигательного
аппарата (НОДА) в дистанционном режиме должна выстраиваться на основе
учета их индивидуальных возможностей и вероятных психофизиологических
дисфункций первичного и вторичного характера. Кроме того, следует иметь в
виду, что при НОДА часто наблюдаются сочетанные и множественные
нарушения развития (зрительные и слуховые патологии, речевые расстройства,
недоразвитие/нарушение или утрата двигательных функций, нарушение
интеллекта и др.), которые также необходимо учитывать при апробации
дистанционного формата получения образования.
5.2. Базовыми педагогическими принципами при работе с обучающимися
данной нозологической группы в удаленном формате выступают:
– поэтапная операционализация действий и их демонстрация. Часто
встречающейся психолого-педагогической особенностью многих обучающихся
Документ подготовлен программой Росметод
рассматриваемой группы является формирование мышления по типу
«социальных ножниц», вызванных действием длительной социальной
депривации и изоляции, в связи с чем оперативное освоение в сравнительно
короткие сроки новых элементов деятельности при дистанционном обучении
может повлечь за собой низкую способность качественно интериоризировать
(Интериоризаация – процесс формирования основных функций человеческой
психики на основе опыта взаимодействия с внешним миром в процессе
взросления) обучающие возможности различных онлайн платформ. Поэтому
педагогическому работнику следует быть готовым давать четкую пошаговую
инструкцию по преодолению возникающих проблем и многократно
демонстрировать способы их решения;
– активная опора на технико-сервисную модель обучения, которая
предполагает использование вспомогательных технических средств и
инструментов обучения (специальные «мягкие» компьютерные мыши,
клавиатуры с увеличенными кнопками, программное обеспечение для
голосового ввода текста и т.д). Особенно актуален этот принцип при работе с
обучающимися, имеющими сложности с мелкой моторикой рук;
– персонификация образовательной деятельности. В условиях
дистанционного обучения актуализируется проблема самоорганизации
обучающихся и поддержание мотивации к выполнению требуемых видов
активности. В данной ситуации педагогическому работнику в сотрудничестве с
психологом необходимо оказывать поддержку обучающемуся при
идентификации и рефлексии его личностных смыслов образовательной
деятельности в контексте проектирования возможности их применения в
дальнейшем и обеспечения непрерывности образовательного процесса в целом;
– опора на сохранные сигнальные системы восприятия информации. При
сопутствующих НОДА патологиях зрительного и/или слухового характера в
ходе практической деятельности педагогическому работнику следует
ориентироваться на индивидуальные возможности обучающегося при
восприятии и дальнейшей обработке информации и адаптировать
образовательный контент посредством перевода данных в видео- и аудиоформат;
– ориентация предъявляемых заданий и формы их выполнения под
индивидуальные особенности обучающихся. В ситуации НОДА (особенно в
условиях сочетания ограниченности передвижения и парализации верхних
конечностей, либо сопутствующих речевых, зрительных, слуховых,
интеллектуальных патологиях либо иных органических дисфункций)
педагогическому работнику следует консультироваться с тьютором, самим
обучающимся с нарушением ОДА и его родителями о возможных в рамках
дистанционного обучения вариантах адаптации способов выполнения
требуемых заданий;
– сегментация общего содержания занятия на отдельные блоки или
модули. При отдельных заболеваниях, приводящих к НОДА (например,
правостороннем гемипарезе при ДЦП) у обучающихся могут возникать
сложности, связанные с качественной обработкой и модуляцией
Документ подготовлен программой Росметод
воспринимаемой информации, что требует от педагогического работника
построения логически точного образовательного маршрута для данной
категории обучающихся. Использование дистанционных технологий обучения
также должно опираться на размещение учебного материала в рамках онлайнплатформы по определенным секциям и четко обозначенными разделам,
доступным для оперативного поиска и пользования всеми субъектами
обучения;
– внедрение кейсовых практик в дистанционную систему обучения.
Возможным дефектом органического генезиса у некоторой части обучающихся
выступает
формирование
мозаичности
мышления,
выраженной
в
неравномерности развития отдельных психических функций. В этом контексте
опора педагогического работника на практико-ориентированные примеры
позволяет развить данной категории обучающихся требуемые жизненные
компетенции, необходимые для последующих успешной социальной адаптации
как основы преемственной инклюзии в социум;
– учет необходимости релаксации в ходе организации учебновоспитательной деятельности в дистанционном формате. Распространенной
особенностью обучающихся с НОДА является их склонность к астении,
проявляющаяся в быстрой и повышенной утомляемости при выполнении
какого-либо
однообразного
вида
деятельности.
При
реализации
дистанционного обучения в ситуации отсутствия непосредственного очного
контакта с обучающимися временные рамки наступления астенического
синдрома сокращаются. В связи с этим педагогическому работнику следует
делать относительно частые небольшие перерывы во время учебных занятий
(не менее 1 раза в 30 минут) для возможности релаксации обучающихся и
восстановления их способности к восприятию информации. Время проведения
одноразовой дистанционной сессии должно составлять при этом в среднем 2030 минут.
– опора на элементы семиотической коммуникации. При сочетанных
нарушениях ОДА и тяжелых речевых патологиях в ситуации отсутствия
непосредственного контакта с обучающимся актуализируется вопрос
поддержания педагогическим работником невербальных форм коммуникации с
ним. При наличии визуального контакта через использование видеосвязи
педагогическому работнику следует придерживаться открытых жестов и поз,
демонстрирующих психосоциальное принятие обучающегося. Кроме того,
могут быть применены различные онлайн-символы (например, смайлы,
поднятая рука).
5.3. Качественное включение обучающихся с НОДА в дистанционный
учебный процесс также должно опираться на проработку используемой в этой
ситуации образовательной программы. Дистанционное обучение лиц с НОДА
должно происходить по той же образовательной программе, в том числе
адаптированной, которая применялась при очном посещении занятий.
Существенных тематических содержательных модификацией по учебным
предметам в рамках адаптированной образовательной программы при ее
применении в дистанционном формате не требуется, но необходимо включение
Документ подготовлен программой Росметод
отдельного блока с описанием специальных образовательных условий, режима
и алгоритма обучения, которые подходят именно для дистанционной основы.
Кроме того, возможно внедрение отдельны х факультативных дисциплин в
рамках образовательной программы, позволяющих обучающимся с НОДА
успешно и быстро освоить требуемые информационные технологии.
5.4. Ключевым условием успешного дистанционного обучения лиц с
НОДА является реализация психолого-педагогического, тьюторского, а также
ассистивного сопровождения при выстраивании образовательной деятельности.
Ключевыми задачами оказания психолого-педагогической поддержки при
дистанционном обучении лиц с НОДА являются:
– формирование релевантной мотивации обучающихся к обучению (с
трансформацией восприятия удаленных форм образовательной деятельности
как вида отдыха на его рефлексию в качестве особой организации трудового
процесса);
– ликвидация элементов повышенной тревожности и неуверенности в
себе обучающихся с НОДА, как результата необходимости оперативного
освоения инновационных дистанционных технологий обучения и возможных
возникающих сложностей в этой связи из-за замедленной скорости
переключения ими внимания;
– помощь в нормализации режима самоорганизации обучающихся с
НОДА, находящихся в условиях дистанционного обучения;
– побуждение обучающегося с НОДА сохранять в условиях
дистанционного обучения и домашней изоляции минимальные формы
двигательной
активности
для
предотвращения
процесса
полного
редуцирования остаточных двигательных функций и навыков;
– консультирование обучающихся с НОДА и их родителей (законных
представителей) по стратегиям адаптации к условиям дистанционного
обучения в ситуации быстрого прогрессирования некоторых заболеваний
(например, миодистрофия Дюшенна);
– мотивирование родителей (законных представителей) оказывать при
необходимости требуемую ассистивную помощь обучающимся с НОДА во
время дистанционного обучения;
– обучение обучающихся с НОДА навыкам своевременной регуляции и
саморелаксации при возникновении реактивной мышечной спастики,
возникающей в результате длительного нахождения за компьютером.
5.5. Тьюторское сопровождение обучающихся с НОДА в условиях
дистанционного обучения должно носить запросно-диалоговый характер в
онлайн-формате и быть нацелено на решение вариативных задач в зависимости
от работы с конкретными субъектными группами. Возможным эффективным
инструментом обеспечения тьюторской работы в онлайн-формате является
составление целевых дорожных карт (возможно с применением элементов
инфографики), дающих возможность всем участникам дистанционного
образовательного процесса выявить свои функциональные позиции, обозначить
ресурсы и инструменты их реализации, а также определить временные сроки
выполнения и алгоритм намеченных действий.
Документ подготовлен программой Росметод
5.6. При условии успешной включенности обучающиеся с НОДА и его
семьи в дистанционной учебно-воспитательный процесс может быть
достаточным предоставление технической ассистивной помощи в виде четкой
выдачи инструкций по пользованию программного обеспечения в
определенных онлайн платформах. Функции ассистента может выполнять как
подготовленный к работе с лицами, имеющими НОДА, программист, а также
специально обученные волонтеры или родители (законные представители).
5.7. Адаптация образовательного процесса для лиц с НОДА в условиях
дистанционного обучения, должна сочетаться с общими дидактическими,
компенсаторными и коррекционно-развивающими принципами учебновоспитательной деятельности в отношении данной категории обучающихся,
которые реализуются при очном обучении. Вместе с тем педагогическому
работнику при реализации дистанционного обучения лиц с НОДА следует
ориентироваться и на определенные специфические особенности онлайнформата получения ими образования, а также на возможные их
психологические, педагогические характеристики и требуемые для них
специальные образовательные условия.