Приложение
к планам
внеурочной
деятельности
Программа внеурочной деятельности
социального направления
развития личности
МАОУ гимназии №39
«Французская гимназия»
«ЮИД»
Тимофеева Е. А.,
В. Т.,
учителя начальных классов
МБОУ «ООШ № 20»
г. г. Екатеринбург
Пояснительная записка
Программа «Юные инспектора движения» (ЮИД) в 2-4 классах
разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного
движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил
безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков
культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к
ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе
автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в
случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой
работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты.
Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно
жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею
общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью
которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в
снижении дорожно-транспортного травматизма.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и
физического состояния здоровья обучающихся.
Программа обучения
построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе
обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи программы:
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил
дорожного движения и осознанное к ним отношения;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения
правил дорожного движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской
помощи;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации;
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного
поведения на дорогах и улицах.
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и
дорожную этику.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного
выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента
сохранения своей жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
Ожидаемый результат:
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге,
оказания первой доврачебной помощи;
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом,
повышение спортивного мастерства;
Формирование совокупности устойчивых форм поведения на
дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
Формирование глубоких теоретических знаний правил
дорожного движения;
Формирование у детей желание вести работу по профилактике
ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по
вине детей и подростков.
К концу прохождения программы, обучающиеся должны знать:
правила дорожного движения, безопасный путь в школу, перекрёстки и их
виды, правила пешехода на загородной дороге, дорогу и её составляющие
части (проезжую часть, обочину, кювет, пешеходную и велосипедную
дорожку), дорожную разметку и дорожные знаки, сигналы регулировщика и
светофора, обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств,
правила пассажиров при высадке из общественного транспорта, правила
поведения пешехода на нерегулированном перекрёстке, оборудование
автомобилей и мотоциклов специальными сигналами, что такое
железнодорожный переезд, правила перехода и переезда.
Должны уметь: двигаться группами и в колонне, применять правила
дорожного движения для велосипедистов, выполнить практическое задание
на специально оборудованной площадке, оказать первую медицинскую
помощь, экономно выполнять разметку заготовок, работать по трафарету,
подбирать детали для работы, собирать макет из деталей по образцу,
эстетично оформлять изделие, проявлять элементы творчества.
В результате прохождения программы «Юный инспектор дорожного
движения» у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к школе,
установка на здоровый образ жизни;
способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Научатся:
планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
овладеет способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные универсальные учебные действия:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций.
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Научатся:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
контролировать действия партнера.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравствен развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций.
Работа «ЮИД» основывается на различных формах организации и
видах деятельности:
Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ
медицинских знаний и применения знаний на практике;
Участие в различных конкурсах по профилактике дорожнотранспортной безопасности;
Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе;
Проведение просветительских рейдов.
В работе участвуют учащиеся 2-4 классов. Создается актив детей для
оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена
через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).
Содержание программы
34 часа (1 час в неделю)
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые
взаимосвязаны между собой.
Тема 1.
Введение в образовательную программу кружка.
Теория.
Цели,
задачи
кружка
ЮИД.
Утверждение
программы.
Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).
Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2.
История правил дорожного движения.
Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о
первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Тема 3.
Изучение правил дорожного движения.
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров.
Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных
происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса
движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода
дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у
обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые
перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные
площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта,
перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса.
Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат
указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики.
Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий
временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки.
Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых
сигналов светофора, выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры
для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через
железнодорожные переезды (1 часа).
Распределение приоритета между участниками дорожного движения.
Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме
реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств,
подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные
маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым
сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или
оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками белолунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие
правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик.
Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество
трамваев
на
регулируемых
перекрестках.
Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных
дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных
транспортных
средств.
Проезд
мимо
транспортных
средств,
предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения
движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная
остановка на железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние
велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части
дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных
условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный
пути.
Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая
Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не
видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Домшкола-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить
свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при
кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах,
обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема 5. Традиционно-массовые мероприятия.
Практика.
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов,
стихов, газет, сочинений и т.д.)
Тематическое планирование работы ЮИД
в 2-4 классах
1 раза в неделю по 1 часу (34 занятия в год)
№ урока
Тема занятия
1.
Введение. Правила движения – закон улиц и дорог.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Оформление уголка по безопасности дорожного движения.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о
первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных
знаках.
ПДД. Общие положения.
Обязанности пешеходов.
Обязанности пассажиров.
Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного
движения.
Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных
путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной
дорожек.
Места установки дорожных знаков.
Вертикальная разметка и ее назначение.
Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов.
Виды светофоров.
Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика.
Перекрестки и их виды.
Проезд перекрестков.
Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов
вдоль дорог.
Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути.
Перевозка людей.
Правила пользования транспортом.
Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.
Правила перехода для каждого пешехода.
Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам.
Дорожные ловушки. Решение задач по теме.
ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение
ПДД.
Основные требования при оказании ПМП при ДТП.
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Виды кровотечений. Способы наложения повязок.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Сердечный приступ, первая помощь.