Приложение
к планам
внеурочной
деятельности
Программа внеурочной деятельности
социального направления
развития личности
МАОУ гимназии №39
«Французская гимназия»
«ЮИД»
Тимофеева Е. А.,
В. Т.,
учителя начальных классов
МБОУ «ООШ № 20»
г. г. Екатеринбург
Пояснительная записка
Программа «Юные инспектора движения» (ЮИД) в 5-7 классах
разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного
движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил
безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков
культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к
ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе
автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в
случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой
работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты.
Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно
жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею
общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью
которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в
снижении дорожно-транспортного травматизма.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и
физического состояния здоровья обучающихся.
Программа обучения
построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе
обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи программы:
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил
дорожного движения и осознанное к ним отношения;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения
правил дорожного движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской
помощи;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации;
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного
поведения на дорогах и улицах.
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и
дорожную этику.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
убежденности и активности в пропаганде добросовестного
выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента
сохранения своей жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
Ожидаемый результат:
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге,
оказания первой доврачебной помощи;
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом,
повышение спортивного мастерства;
Формирование совокупности устойчивых форм поведения на
дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
Формирование глубоких теоретических знаний правил
дорожного движения;
Формирование у детей желание вести работу по профилактике
ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по
вине детей и подростков.
К концу прохождения программы, обучающиеся должны знать:
правила дорожного движения, безопасный путь в школу, перекрёстки и их
виды, правила пешехода на загородной дороге, дорогу и её составляющие
части (проезжую часть, обочину, кювет, пешеходную и велосипедную
дорожку), дорожную разметку и дорожные знаки, сигналы регулировщика и
светофора, обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств,
правила пассажиров при высадке из общественного транспорта, правила
поведения пешехода на нерегулированном перекрёстке, оборудование
автомобилей и мотоциклов специальными сигналами, что такое
железнодорожный переезд, правила перехода и переезда.
Должны уметь: двигаться группами и в колонне, применять правила
дорожного движения для велосипедистов, выполнить практическое задание
на специально оборудованной площадке, оказать первую медицинскую
помощь, экономно выполнять разметку заготовок, работать по трафарету,
подбирать детали для работы, собирать макет из деталей по образцу,
эстетично оформлять изделие, проявлять элементы творчества.
В результате прохождения программы «Юный инспектор дорожного
движения» у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к школе,
установка на здоровый образ жизни;
способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Научатся:
планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
овладеет способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные универсальные учебные действия:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций.
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Научатся:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
контролировать действия партнера.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравствен развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций.
Работа «ЮИД» основывается на различных формах организации и
видах деятельности:
Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ
медицинских знаний и применения знаний на практике;
Участие в различных конкурсах по профилактике дорожнотранспортной безопасности;
Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе;
Проведение просветительских рейдов.
В работе участвуют учащиеся 5-7 классов.
Занятия проводятся 1 раз в месяц по 1 часу (9 часов в год).
Тематическое планирование работы ЮИД
в 5-7 классах
1 раз в месяц по 1 часу (9 часов в год)
№ урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема занятия
Опасные ситуации на дорогах. Причины дорожно-транспортных
происшествий и их последствия. Безопасный путь в школу
(памятка в дневнике).
Современный транспорт. Виды и классификация транспортных
средств
Городской пассажирский транспорт. Правила поведения в
общественном транспорте и на остановочных площадках
Личный транспорт – легковой автомобиль, мотоцикл, мопед,
велосипед. Правила поведения пассажиров в транспортном
средстве
Мы – пешеходы. Правила дорожного движения об обязанностях
пешеходов
Транспорт во дворе
Велосипедист- водитель транспортного средства
Улицы с односторонним и двусторонним движением
На загородной дороге