Приложение
к планам
внеурочной
деятельности
Программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
развития личности
МАОУ гимназии №39
«Французская гимназия»
«Йога для детей»
г. Екатеринбург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в целях реализации учебных занятий для детей от 6,5 до 10 лет
Актуальность программы:
Физическое и психическое состояние здоровья детей современного мегаполиса неуклонно и
постоянно ухудшается из-за гиподинамии, неправильного питания, ухудшения экологии,
повседневных стрессов.
Благодаря занятиям фитнес-йогой, состояние здоровья занимающихся улучшается. Прежде
всего, с помощью правильной и сбалансированной двигательной и координационной активности,
улучшается состояние позвоночника и мышц. Кроме того, занятия позволяют детям развить
общую гибкость и эластичность суставов, чувство ритма, силу мышц и уверенность в себе.
Занятия фитнес-йогой способствуют развитию упорства и умения достигать желаемого
результата, что положительно влияет на становление личности занимающегося в целом.
В процессе занятий фитнес-йогой большое внимание уделяется формированию правильной
осанки, развитию гармоничного движения, пластики.
Всё перечисленное выше в комплексе создаёт уникальную возможность синтеза йоги и
фитнеса с оптимальными научно обоснованными оздоровительными и профилактическими
мероприятиями, что в целом обусловливается педагогической целесообразностью программы.
Занятия состоят из двух основных частей фитнес комплекса и йога комплекса.
Фитнес комплекс направлен на укрепление мышц, координацию и быстроту реакции.
Основу занятий по развитию гибкости составляет йога комплекс, позволяющий человеку
избавиться от зажимов, мешающих свободе движения и расширяющий возможности тела в
широком смысле, творить. А также очень важно научиться правильно дышать и делать дыхание
помощником для развития физического и эмоционального состояния.
Педагогическая целесообразность:
Занятия фитнес-йогой позволяют развивать силу и гибкость мышц, выстраивать
позвоночник в соответствии с правильной осанкой, дают хорошую физическую форму, обучают
основным видам движения, улучшают умение владеть своим телом. Занятия помогают также
развить память, необходимую для успешного усвоения нового материала и приобретения
лексического багажа, учат регулировать дыхание и распределять силы.
Программа предназначена: для детей от 6,5 лет до 10 лет
Режим занятий: 2 раз в неделю по 40 минут.
Цели программы:
1. Ознакомить с основными принципами и техническими приёмами по развитию гибкости и
силы и здоровья.
2. Развить физические способности и выносливость.
3. Воспитать способность чувствовать и понимать своё тело, а также привить навыки
здорового образа жизни (укрепить общее состояние здоровья)
Задачи программы:
Развивающие:
- развить осознание положения его собственного тела в пространстве;
- развить осознанное понимание строения его тела, центра его тяжести, центров движения,
гибкости;
- развить гибкость и силу мышц, суставов, позвоночника;
- развить образность мышления и восприятия, внимание, зрительную и мышечную память;
- развить умение распределять энергию по мере необходимости;
- развить умение распределять напряжение и расслабление (релаксацию).
Обучающие:
- дать занимающимся представление о целостной системе йоги и фитнеса;
- сформировать связь между мозгом и телом (содержанием и формой);
- изучить позиции рук и ног, терминологию;
- сформировать умение управлять дыханием.
Воспитательные:
- сформировать у занимающихся навыки управления своим психологическим состоянием,
этического поведения в коллективе, с педагогом, с другими занимающимися в группе;
- развить умение владеть собой;
- сформировать у занимающихся устойчивую тенденцию к ведению здорового образа
жизни;
- воспитать навык максимально качественного исполнения всех изучаемых упражнений и
асан;
- поддерживать морально-волевые качества личности: ответственность, трудолюбие, силу
воли, уверенность в себе, веру в свои способности, самостоятельность, инициативность и т.д.;
- воспитать общий положительный эмоциональный фон, свободное общение,
коллективизм, дружескую поддержку.
Срок реализации программы и общее количество часов.
Январь-июнь, сентябрь-декабрь. Итого: 68 часов.
Формы и режим занятий:
Основная форма работы – групповое учебное практическое занятие с необходимым
минимумом теории. Основано на индивидуальном подходе к занимающимся с учетом их
физического состояния и возраста.
Условия реализации:
1. Спортивный зал, хореографический зал
2. Музыкальная колонка.
3. Коврики для йоги.
4. Теннисные мячи.
5. Мячи диаметром 15-20 см.
6. Скакалки
7. Фитнес резинки, эспандер трубчатый с рукоятками.
8. Специальная форма для занятий (удобная одежда для занятий).
Планируемые результаты:
Предметные:
Занимающиеся будут иметь представление о терминологии и асанах йоги.
Они будут знать и смогут показать:
- основные асаны йоги;
- упражнения на развитие голеностопных мышц и суставов, тазобедренного сустава, мышц
шеи и рук, спины и пресса;
- научатся основным двигательным навыкам;
- упражнения на дыхание;
-упражнения на концентрацию на одном деле.
Личностные:
Занимающиеся получат представление о культуре организации своей деятельности:
- будут осознавать своё стремление к самореализации социально-адекватными способами;
- смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для развития своих социально-значимых личностных качеств, укрепления
здоровья.
Метапредметные:
Познавательные:
Занимающиеся овладеют уверенностью в своих силах, будут понимать необходимость
стремления к постоянному саморазвитию;
- научатся находить главное в своей деятельности и направлять его на развитие своих
творческих способностей.
Регулятивные:
Занимающиеся научатся управлять своим психологическим состоянием, разовьют навык
психологической концентрации, концентрации внимания и использования мыслительных команд;
- научатся правильно понимать сущность «ситуации успеха»;
- получат навыки психологического тренинга для укрепления своей уверенности;
- получат навыки владения телом, понимания тела, ведения здорового образа жизни;
- получат навыки адекватности в самооценке, в том числе, и своих творческих способностей,
и возможностей
Коммуникативные:
Занимающиеся будут уметь уважительно относиться к деятельности других;
- будут уметь адекватно воспринимать от педагога оценки своей деятельности и её
результатов;
- получат навыки соблюдения нравственно-этических норм;
- приобретут опыт взаимодействия с другими членами группы;
- овладеют культурой толерантного отношения к другим сверстникам;
- получат опыт заинтересованного и уважительного отношения к творческим инициативам и
опытам своих сверстников.
Тематическое планирование
N
п/п
Название раздела,
темы
Всего
часов
1
Вводное занятие. Инструктажи по
технике
безопасности.
Введение:
партерный экзерсис – его истоки,
развитие,
особенности.
Техника
безопасности
при
исполнении
упражнений. Терминология.
2
2
Дыхательные упражнения
9
3
Разминка
11
5
Йога -блок
11
Итого
33
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на одну учебную
группу.
Формы аттестации и оценочные материалы.
Предварительный контроль.
При приёме в группу может быть предусмотрено наблюдение и определение уровня общей
физической подготовки и общее состояние здоровья с учетом возрастных особенностей
занимающихся.
Текущий контроль.
Осуществляется при проведении учебных занятий и проводится, как правило, в форме
наблюдения внутри учебной группы. Мониторинг включает в себя следующее:
- знание техники выполнения упражнений и асан, в т.ч дыхательных;
- умение применять основные двигательные навыки.
Итоговый контроль.
Проводится игра, где используются картинки с асанами, дети должны назвать и показать.
Также должны правильно выполнять основные виды движения.
Способы проверки ожидаемых результатов.
- игра на прохождение соответствующего материала (знание терминологии, координацию
движений и т.п.);
- метод наблюдения (определяется педагогом).
Методы выявления результатов воспитания:
наблюдение, игра, контрольный опрос (как правило, устный), собеседование
(индивидуальное, групповое), анализ поведения на занятиях, в перерывах между занятиями.
Методы выявления результатов развития:
наблюдение, диагностическая беседа, метод рефлексии и другие для выявления и
определения у занимающихся в коллективе уровня и степени его терпения, воли, самоконтроля,
самооценки, интереса к занятиям, отношения к конфликтам в группе и пр.
Основные формы подведения итогов реализации программы.
Периодические йога-игры, эстафеты, а также участие занимающихся в выступлениях на
праздничных мероприятиях в мае и декабре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Красикова И.С., «Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений
осанки». – Санкт-Петербург, Издательство «Корона.Век», 2020 г.
2.
Фролов А., «Йога терапия. Практическое руководство». – Москва. Ориенталия,
2016 г.
3.
Риттинер Р., «Большая книга йога-терапии. Практика йоги для здоровья тела и
ясности ума». – Москва, Ганга, 2019 г.
4.
Кокеева А., «Привет, Солнце. Йога+ образ жизни для здоровья, счастья и развития
детей». –Москва, Эксмо, 2018 г.
5.
Робертс Л., «Научите ребенка йоге: легкие и веселые позы для здоровья и радости
ваших детей». - Минск.: Попурри, 2020 г.
6.
Робертс Л., «Научите ребенка йоге: 70 простых и веселых упражнений, которые
помогут детям снять стресс и расслабиться». - Минск.: Попурри, 2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Материалы курса «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС» (МОДУЛЬ I. Фитнес программы для детей от 6
до 10 лет) от Школы умного фитнеса MOVE4S https://taplink.cc/move4s