Приложение
к планам
внеурочной
деятельности
Программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
развития личности
МАОУ гимназии №39
«Французская гимназия»
«Релакс студия»
Екатеринбург
Пояснительная записка.
Программа предназначена для создания благоприятных психологических условий
для успешной адаптации учащихся первых классов к особенностям образовательной среды
школы, сохранения психологического здоровья школьников, разработки способов
адаптации образовательной среды к учащимся.
Программа рассчитана на 33 часа.
Основные положения.
Телесно–ориентированное направление - это одно из самых современных и
эффективных в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том,
что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это
дополнение является особенно важным, когда речь идет о детях.
Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и
совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка, мы
идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и
процессов.
Известно, что более 80% информации в процессе общения передается невербальным
способом. А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей
степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчетливых речевых
навыков. Поэтому включение телесно-ориентированных психотехник и приемов в
психкоррекционные программы существенно расширяет их возможности.
Способность ребенка контролировать телесные появления является важным
моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики.
У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело как инструмент
взаимодействия с окружающим миром. Он учился доверять своему телу, собственным
впечатлениям, различать эмоции, усваивать приемы самоконтроля.
У человека есть врожденная потребность в гармонии, балансе, поэтому его нервная
система всегда зависит от состояния тела в целом. Если тело находится в напряжении,
нервная система работает с перегрузками. И чем больше у человека расстройств, тем
меньше он хочет чувствовать свое тело, тем больше он с ним расходится. Так как человек
может ощущать жизнь только через физическое существование, то отчуждение от своего
тела ведет к межличностной отчужденности.
На уровне тела можно смоделировать практически любые отношения к людям,
явлениям, событиям окружающего мира, а также пространственно-временные отношения.
Телесное взаимодействие является способом поддержания контакта и выхода из него, учит
понимать другого человека, т. е. развивает чувство эмпатии и принятия. Особенно важно
формировать позитивные чувства в детской среде.
Большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта,
потребность в котором у детей очень велика. Техники регрессии помогают создать у
ребенка ощущение защищенности, безопасности. Проживая это состояние, ребенок учится
строить свои отношения с миром.
Включение телесно-ориентированных психотехник позволяет осуществлять
раннюю диагностику и коррекцию психомоторной функции, эмоционального состояния и
различных поведенческих нарушений у ребенка, а значит и оказывать ему своевременную
психологическую и педагогическую помощь.
Программа имеет как профилактически-развивающую направленность в работе с
детьми, так и коррекционно-компенсаторную.
Программа построена на основе целостного подхода к личности ребенка, принципа
единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной
динамики развития ребенка с основным акцентом на развитие психомоторной функции.
Цели программы:
•
создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся к
особенностям образовательной среды школы,
• сохранение психологического здоровья школьников, разработка способов
адаптации образовательной среды к учащимся
Основные задачи программы:
• снятие психомоторного напряжения;
• развитие координации, равновесия;
• повышение сенсорной чувствительности;
• развитие мелкой моторики;
• развитие зрительного анализатора;
• обучение основам саморегуляции;
• развитие эмоциональной сферы, навыков общения посредством использования
образов, моделирования эмоций, создание эмоционального настроя.
• развитие навыков саморегуляции, совладение со стрессом
Проводить занятия можно в помещении как в утреннее, так и в послеобеденное время.
Тематическое планирование занятий
Тема
Кол-во
Кол-во
занятий
часов
Вводное занятие
1
1
Я и мои помощники
Органы чувств
1
1
Ориентирование в схеме тела
1
1
Контакт с телом
1
1
Эмоциональная сфера
Ознакомление с эмоциями
1
1
Радость, грусть
1
1
Обида
1
1
Злость, гнев
1
1
Страх
1
1
Развитие крупной моторики (макроуровень)
Развитие координации, равновесия
1
2
Парные упражнения
1
4
Йога
1
4
Развитие мелкой моторики (микроуровень)
Пальчиковая гимнастика и массаж. Работа с мелкими
1
2
предметами. «Мудры»
Штриховка
1
2
Развитие моторики (средний уровень)
Упражнения с палочками, с мячами, с мелкими предметами 1
5
Развитие зрительного анализатора
Профилактика и коррекция зрительных нарушений
1
1
Основы саморегуляции
Дыхание. Массаж.
1
2
Релаксация под музыку
1
2
Итого
18
33
Развивающие занятия целесообразно проводить с группой 6-8 человек. Большие
группы нецелесообразны, так как снижается возможность контролировать всех детей.
Время занятия – 30-40 минут.
Все занятия распределены по тематическим блокам.
Согласно учебно-тематическому плану, первые занятия посвящены знакомству с
органами чувств: ориентированию в схеме тела; контакту с собственным телом и другими
людьми; невербальной коммуникации; ознакомлению с эмоциональными состояниями
(радость, горе, обида, злость, гнев, страх).
Далее следуют отдельные блоки занятий:
1. макроуровень (упражнения на равновесие и баланс);
2. микроуровень (диагностика и упражнения на развитие мелкой моторики);
3. средний уровень (упражнения с различными предметами на развитие отдельных
групп мышц);
4. упражнения на развитие зрительного анализатора;
5. работа с сегментами тела (упражнение на проработку сегментов глаза, рот, шея,
грудь, диафрагма, живот, таз);
6. основы саморегуляции (упражнения на дыхание, массаж, растяжки,
релаксация).
Упражнения любого из блоков могут быть использованы как самостоятельно, так и
в качестве составной части других занятий.
Ожидаемые результаты реализации программы.
• снятие психомоторного напряжения;
• развитие координации, равновесия;
• повышение сенсорной чувствительности;
• развитие мелкой моторики;
• развитие зрительного анализатора;
• обучение основам саморегуляции, совладания со стрессом;
• развитие эмоциональной сферы, навыков общения посредством использования
образов, моделирования эмоций, создание эмоционального настроя.
• повышение интереса к школьной жизни у учащихся первых классов;
• формирование позитивного “Образа Я” у школьников.