Рабочая программа воспитания ООО 2024-2029 5кл

ПРИНЯТА
с учетом мнения:

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ гимназия №39
«Французская гимназия»
_____________В.С. Велижанина
Приказ №207-од от 13.09.2024

Совета родителей
Протокол № 1 от 11.09.2024
Совета обучающихся
Протокол № 1 от 09.09.2024

Собрания педагогического совета МАОУ
гимназия №39 «Французская гимназия»
протокол
№ 1 от 30.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Екатеринбург, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................ 5
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ....................................................... 6
1.2 Направления воспитания .................................................................................. 7
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................ 9
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ...................................................................... 12
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................... 12
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ....................... 14
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................... 35
3.1 Кадровое обеспечение .................................................................................... 35
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ...................................................... 36
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ...................................................................... 37
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ...................................................................... 40
3.5 Анализ воспитательного процесса ................................................................ 42
Примерный календарный план воспитательной работы ....Ошибка! Закладка
не определена.

2

Пояснительная записка
Программа воспитания МАОУ гимназия №39 «Французская гимназия»
г. Екатеринбурга разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана
мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных
образовательных

стандартов

(далее

—

ФГОС)

начального

общего

образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286),
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки
России от 17.05.2012 № 413).
Программа

основывается

на

единстве

и

преемственности

образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с
примерными

рабочими

программами

воспитания

для

организаций

дошкольного и среднего профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и
организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и
утверждается

с

участием

коллегиальных

органов

управления

общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся,
советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве
урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и
другими

участниками

образовательных

отношений,

социальными

институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
3

историческое

просвещение,

формирование

российской

культурной

и

гражданской идентичности обучающихся.
Программа

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

организационный.
К

программе

воспитания

прилагается

календарный

план

воспитательной работы текущего учебного года на каждую ступень
образования.

4

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие

работники

МАОУ

гимназия

№39

«Французская

гимназия»,

обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных
организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в
соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными
актами

общеобразовательной

представители)

организации.

несовершеннолетних

преимущественное

право

на

воспитание

Родители
обучающихся

своих

детей.

(законные
имеют
Содержание

воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся.
обучающихся

Вариативный
включает

компонент

содержания

духовно-нравственные

ценности

воспитания
культуры,

традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МАОУ гимназия №39 «Французская
гимназия» планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

5

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный,
принимающий

творческий,

судьбу

компетентный

Отечества

как

свою

гражданин
личную,

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся
в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства,

формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи

воспитания

обучающихся

в

МАОУ

гимназия

№39

«Французская гимназия»:


усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей,

традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);


формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,

ценностям, традициям (их освоение, принятие);


приобретение

соответствующего

этим

нормам,

ценностям,

традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний;


достижение

личностных

результатов

общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
6

освоения

Личностные

результаты

общеобразовательных

освоения

программ

включают

обучающимися

осознание

российской

гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности
и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности
и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МАОУ гимназия №39 «Французская
гимназия» планируется и осуществляется на основе аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей

и

взрослых,

следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Рабочая программа воспитания МАОУ гимназия №39 «Французская
гимназия» реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
 гражданское
гражданской

воспитание

идентичности,

—

формирование

принадлежности

к

российской

общности

граждан

Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
7

сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное

воспитание

—воспитание

на

основе

духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов

России,

формирование

традиционных

российских

семейных

ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в

продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое

воспитание

—

формирование

экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
 ценности научного познания

— воспитание

стремления к

познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.

8

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ,
его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих
в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
9

Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального
и
общественного
пространства,
значение
и
ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
10

такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научныезнания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний
о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой
среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.

11

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Историческая справка: МАОУ гимназия №39 «Французская гимназия»
была основана в 1939 году, как женская гимназия. С 1952 года в школе
прошло разделение по составу, появились классы для совместного обучения
мальчиков и девочек, преподавались иностранные языки. С 1962 года
утверждена программа углубленного изучения французского языка, в этом
же году был организован уникальный франкофонный театр. В 1963 году
школа становится французской специализированной. В восьмидесятых
налаживаются первые контакты с Францией. Учителя и ученики выезжают
во французский город Бордо, а школа принимает французские делегации
учителей и учащихся. В 1995 году школа получила статус гимназии. Было
организовано

билингвальное

отделение,

в

1998

году

разработан

международный проект, который и работает по настоящее время. Гимназия
строилась. Улучшались материально-технические условия, переезжая из
одного здания в другое. На данный момент образовательная деятельность
осуществляется в 2-х зданиях: в 2017 году было введено в эксплуатацию
вновь построенное здание гимназии по адресу: ул. Союзная, 26, а в 2018 году
гимназии было передано здание по адресу: ул. Циолковского, 70, в которое
были переведены 1-е классы. Оба здания имеют материально-техническое
оснащение соответствующее требованиям ФГОС.
В

гимназии

осуществляются

образовательные

программы,

обеспечивающие дополнительную углубленную подготовку по иностранным
языкам и русскому языку.
Расположение гимназии: гимназия находится в центральной части
города Екатеринбурга, рядом со станцией метро Чкаловская, Южным
автовокзалом, что обеспечивает высокую транспортную мобильность. В
связи с этим расширяются возможности посещения экскурсионных и

12

социальных объектов города в рамках не только внеклассных мероприятий,
но и одного урока.
Социальные партнеры:


по международному проекту учебные заведения Франции: Лицей

«Блез Паскаль» (г.Клермон-Феран), Лицей «Пьер и Мари Вирложе»
(г.Рийом), Колледж «Сент Жозеф» (г.Вуарон)


Центр французского языка и культуры «Альянс Франсез» г.

Екатеринбурга


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический

университет»


МАДОУ №147 г. Екатеринбург



МАДОУ №33 г. Екатеринбург



Школа скорочтения «IQ007»



МАОУ СОШ №22 г. Пермь



Школа №1251 им. Генерала Шарля де Голля г. Москва



Гимназия №8 г. Минск



Инженерный центр UNIMATIC



Уральский завод гражданской ависации



Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в Будущее»



ГАУК

СО

«Свердловская

государственная

академическая

филармония»


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический

университет»
В шаговой доступности от школы находятся Институт экологии
растений и животных, Ботанический сад, здание Центробанка, детский театр
балета «Щелкунчик».
Основной
образовательный

проект
проект

воспитательной
«Гимназия

13

-

город

работы:
успеха»,

комплексный
включающий

подпроекты

различной

направленности

(направления

воспитательной

работы):
«Традиции гимназии» - ключевые общешкольные дела, принципы
организации которых следующие: коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов; - конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность; - доброжелательные и
товарищеские взаимоотношения.
«Гимназический

языковой

портфель»

-

углубленное

изучение

иностранного языка, билингвальное отделение, международный проект .
«Социально-экономическое

и

культурно-историческое

наследие

Среднего Урала и регионов Франции», включающий школьный обмен.
«Российская сеть школ здоровья» – сохранение здоровья детей
школьного

возраста,

пропаганда

здорового

образа

жизни,

создание

здоровьесберегающей образовательной среды.
«Правильное питание - залог успешного образования» – пропаганда
здорового
оформление

питания,

формирование

пространства

культуры

обеденного

зала,

питания,

эстетическое

повышение

показателей

удовлетворенности школьным питанием обучающихся и их родителей.
«Театральный диалог» - развитие театрального искусства в рамках
уникального франкофонного театра гимназии, сотрудничество и участие в
фестивальном движении международного уровня.
«Филармонические уроки» - воспитание искусством, совместно со
Свердловской филармонией.
«Медиа центр гимназии 39» – развитие школьных СМИ
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Урочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает:
 максимальное

использование
14

воспитательных

возможностей

содержания

учебных

предметов

российских

традиционных

для

формирования

духовно-нравственных

и

у

обучающихся

социокультурных

ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов,

модулей

тематики

в

соответствии

с

календарным

планом

воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение

внимания обучающихся к ценностному

аспекту

изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение

интерактивных

форм

учебной

работы

—

интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного

диалога;

групповой

работы, которая

учит

строить

отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения

со

сверстниками

общеобразовательной

и

педагогами,

организации,

доброжелательной атмосферы;
15

соответствующие

установление

и

укладу

поддержку

 организацию

шефства

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными

потребностями,

дающего

обучающимся

социально

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование

и

поддержку

исследовательской

деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
С этой целью в гимназии реализуются проекты:


всероссийский проект «Российская сеть школ здоровья»;



всероссийский интернет-проект «Открытые уроки»;



проект «Науки без скуки»;



освоение ступени среднего образования по индивидуальным
учебным планам;



международный проект «Социально-экономическое и культурноисторическое наследие

Среднего Урала и регионов Франции»,

включающий школьный обмен с посещением уроков делегациями.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях

обеспечения

индивидуальных

потребностей

осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:
Курсы внеурочной деятельности:
 Уроки здоровья
 Релакс студия
 Step аэробика kids
 Большой теннис
 Баскетбол
 Йога
 Каратэ
16

обучающихся

 Настольный теннис
 Духовнонравственное
 Разговор о важном
 Все цвета, кроме черного!
 Безопасность на дорогах
 Пожарная безопасность
 Мастерская общения
 ЮИД
 Финансовая грамотность
 Основы проектной деятельности
 Подготовка к получению DELF
 Занимательная грамматика французского языка 2-4 класс
 Умники и умницы/Логика
 3D- моделирование
 English club
 Робототехника
 Театральные игры
 Изостудия
 Студия танца
 Бальные танцы
 Уроки вокала
 Музыкальная студия
Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь,
на решение задач воспитания и социализации обучающихся, может
предусматривать:
 планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
17

тематической направленности;
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

1 сентября
Урок, посвященный Дню гражданской обороны РФ
4 ноября. День народного единства
8 декабря. День рождения гимназии
Урок, посвященный году в России (мире)
Урок мужества, посвященный Дню защитника Отечества
Всероссийский урок «ОБЖ»
Гагаринский урок «Космос — это мы»
Урок мужества в рамках декады Победы

Профилактические

классные

часы:

реализация

программы

профилактики «Все цвета, кроме черного», 1 час в месяц
Классные

часы

по

безопасности:

реализация

программы

по

профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению
правил дорожного движения учащимися «Безопасность на дорогах», 1 час в
месяц
 инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в мероприятиях плана воспитательной работы оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
 командообразование (1 час в месяц) через: игры и тренинги на
сплочение; походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями;

классные

КТД

и

праздники,

включающие

в

себя

подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки и розыгрыши, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
18

участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной
организации;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а
также (при необходимости) со школьным психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
проблем

(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем,
коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и
вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио,

в

которых

они

фиксируют

свои

учебные,

творческие,

спортивные, личностные достижения;
 регулярные
направленные

на

консультации
формирование

с

единства

учителями-предметниками,
требований

по

вопросам

воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов
между учителями и обучающимися;
 организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
 создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся

к

организации

и

проведению

воспитательных

мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
19

дел,

 реализация федерального проекта «Разговоры о важном».
Основные школьные дела
Основой плана воспитательной работы гимназии, в мероприятиях
которого

принимает

участие

комплексный

образовательный

включающий

подпроекты

большая
проект

различной

часть

гимназистов

«Гимназия

-

город

направленности

является
успеха»,

(направления

воспитательной работы):
«Традиции гимназии» - ключевые общешкольные дела, принципы
организации которых следующие:
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
- конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность;
- доброжелательные и товарищеские взаимоотношения.
День туризма.
Первая суббота учебного года – день туризма, день, когда дети и
родители могут пообщаться после летних каникул в атмосфере похода,
туристической прогулки. Желательно, чтобы во время проведения похода,
дети могли попробовать установить палатку, приготовить обед на костре
(хотя бы вскипятить чай). Это позволяет позитивно настроить коллектив
родителей и детей на совместные мероприятия, дает толчок к планированию
мероприятий на предстоящий год, сплотить коллектив.
Спартакиада гимназии «Золотая осень»/Калейдоскоп спортивных игр.
3-я неделя сентября. В спартакиаде участвуют с 1-го по 8-ой класс.
Организаторы игр – старшеклассники 9-11кл.
Календарь народных праздников: Покровская ярмарка. 14-15 октября.
Выставка творческих работ, знакомство с ремеслами, фольклором,
традициями русских ярмарочных гуляний. Организация шефской работы по
средствам проведения мастерских в подшефных классах.
20

Месяц науки/День рождения гимназии
15 ноября – 8 декабря. Предметные недели. Научно-познавательный
квест.

Музейные

уроки.

Праздник

«Посвящение

в

гимназисты»

-

традиционный торжественный ритуал для первоклассников.
Французское рождество (рождественская неделя).
Ученическая конференция «Наследие Среднего Урала» по реализации
экскурсионной программы международного проекта.
23-24 марта. Обмен мнениями по экскурсионной программе классов за
прошедший год
«Гимназический

языковой

портфель»

-

углубленное

изучение

иностранного языка, билингвальное отделение, международный проект
«Социально-экономическое и культурно-историческое наследие Среднего
Урала и регионов Франции», включающий школьный обмен делегациями
«Российская сеть школ здоровья» – сохранение здоровья детей
школьного

возраста,

здоровьесберегающей

пропаганда

здорового

образовательной

образа

среды,

жизни,

включающий

создание
в

себя

отдельным направлением пропаганду здорового питания, формирование
культуры питания, эстетическое оформление пространства обеденного зала,
повышение

показателей

удовлетворенности

школьным

питанием

обучающихся и их родителей – проект «Правильное питание - залог
успешного образования».
«Театральный диалог» - развитие театрального искусства в рамках
уникального франкофонного театра гимназии, сотрудничество и участие в
фестивальном движении международного уровня.
«Науки без скуки» - организация учебного процесса во внеурочных
формах, с целью активизации познавательной активности детей:
«Филармонические уроки» - воспитание искусством, совместно со
Свердловской филармонией
«Персонализированная модель образования» - выбор образовательной
траектории для 5-7 классов
21

«День проектных уроков» - учебный день, когда уроки заменяются
мастерскими проектно-исследовательской деятельности
«Медиа центр гимназии 39» – развитие школьных СМИ
По окончанию учебных четвертей и года проходят итоговые линейки, с
целью награждения и поощрения детей, принявших участие в конкурсных,
состязательных

мероприятиях

различного

уровня

и

анонсирования

предстоящих.
Внешкольные мероприятия
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в
походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности:
Проект «Традиции гимназии: день туризма» - первая суббота сентября,
это походы выходного дня, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями детей, проводятся как интерактивные занятия
с распределением среди гимназистов ролей и соответствующих им заданий, с
целью сплочения классных коллективов.
Проект «Гимназический языковой портфель» суть которого состоит в
организации

самостоятельной

творческой

деятельности

обучающихся,

которые берут на себя выполнение исследовательско-краеведческих работ.
По этому проекту утверждена программа экскурсий обязательных к
посещению.
22

Экскурсионная

программа

гимназии

в

рамках

работы

по

международному проекту «Экономическое, социальное и культурноисторическое наследие Среднего Урала и регионов Франции»
Класс
Экскурсия
5 классы 1. Национальный парк «Оленьи ручьи». Стоянка первобытного человека.
2. Уральский геологический музей

Организация предметно-пространственной среды
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через
экологический проект:
Проект «Цветущий город»
Цель: патриотическое экологическое воспитание гимназистов
Блоки проекта:
1 Оформление интерьера школьных
помещений;
Событийный дизайн – оформление
пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний,
торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний, конференций и т.п.);
2 Размещение на стенах школы регулярно
сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать
свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга;
Картин определенного художественного
стиля, знакомящего школьников с
разнообразием эстетического осмысления
мира;
Фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и
т.п.);

23

Мероприятия проекта
Поддержание озеленения фойе
гимназии: полив, посадка,
опрыскивание растений зеленых
уголков.
Разработка и реализация проектов
тематического оформления
пространства гимназии.
Работа со сменными экспозициями:
“Уголок художника” - 2 этаж,
“Кулинарные шедевры” - обеденный
зал
Выставки картин по тематике
кварталов:
Научный - природа Урала;
Литературный - история
Екатеринбурга
Французский - Париж в творчестве
французских художников.
Наполнение контента интерактивных
панелей фото и видео хроникой жизни
гимназистов в разделе “Жизнь
гимназии”, а также на ТВ-панели в
формате видео или слайд фильма.
Наполнение новостного контента
интерактивных панелей.

3 Озеленение пришкольной территории,
оформление клумб, аллей, доступных и
приспособленных для школьников разных
возрастных категорий, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;

4 Создание и поддержание в рабочем состоянии
в вестибюле школы стеллажей свободного
книгообмена, на которые желающие дети,
родители и педагоги могут выставлять для
общего пользования свои книги, а также брать
с них для чтения любые другие;
5 Благоустройство классных кабинетов,
осуществляемое учителями-предметниками
вместе с гимназистами, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности;
6 Размещение в коридорах и рекреациях школы
экспонатов школьного экспериментариума –
набора приспособлений для проведения
заинтересованными школьниками несложных
и безопасных технических экспериментов;

Поддержание и наполнение
информационными материалами
(экологическое, образовательное
содержание) проекта озеленения
пришкольной территории,
экологической тропы, входной
группы.
Участие в конкурсе новогоднего
оформления, проведение акций по
сохранению спортивных и игровых
зон пришкольной территории
“Сохраним город цветущим”
Акция по наполнению стеллажей
“bookcrossing”.
Акция “Читающий класс”

Конкурс оформления классных
кабинетов, отражающий предметное
содержание.
Конкурс-выставка на создание
“экспериментальной площадки” на 3ем этаже “Научный” квартал
Обновление стендовой информации
“Это интересно” на 1 этаже квартал
“Открытие”
Наполнение, обновление стенда
“Развивая детей - меняем будущее”.

7 Популяризация символики гимназии (флаг
школы, гимн школы, эмблема школы,
логотип, элементы школьного костюма и т.п.);
Акцентирование внимания гимназистов
Акции памяти у стенда “Живая
посредством элементов предметнопамять”
эстетической среды (стенды, плакаты,
инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:


Совет родителей участвующие в управлении образовательной

организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
сентябрь Заседание Совета родителей и Совета старшеклассников «О перспективах
развития гимназии»
24

январь

Круглый стол «Здоровье школьника»

май

Заседание по итогам года

родительские дни, во время которых родители могут посещать



школьные

уроки,

внеурочные

занятия

и

консультации

педагогов-

предметников для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в гимназии и освоении образовательных стандартов

Ноябрь Дни открытых дверей: открытые уроки, занятия кружков и секций, консультации
педагогов-предметников, встречи с классным руководителем, посещение
столовой с целью дегустации блюд школьного меню.
Январь День коллективных творческих дел: проведение совместных с родителями
классных мероприятий.



общешкольные родительские собрания, происходящие в

режиме обсуждения наиболее значимых рубежных этапов освоение
образовательных стандартов и острых воспитательных проблем:
Классы Обсуждаемые вопросы
5-ые

Адаптация пятиклассников



родительский

всеобуч

проводится

в

рамках

классных

родительских собраний
«ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»
Культура здорового питания закладывается в семье, поэтому в рамках
проектов «Правильное питание – залог успешного образования» и
«Российская сеть школ здоровья» родители могут получить рекомендации и
советы по вопросам организации полноценного питания и сохранения
здоровья детей.
Тематика родительского всеобуча:

25

5 класс «Организация рационального питания подростков. Режим
питания ребенка дома»
«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»
Мероприятия с родителями в рамках программы по профилактике
ДДТТ и изучению правил дорожного движения учащимися:
Класс Тема

Форма занятий

5.

1. Родительское
собрание.
2. Индивидуальная
работа с
родителями.

Профилактическая работа по предупреждению
ДТП в каникулярное время (некоторые
климатические особенности сезона, дорожная
обстановка, возможные транспортные
ситуации, отрицательные факторы, влияющие
на учащихся, возможные опасные ситуации с
детьми)

Методы
обучения
Беседа

«ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ»
Лекторий в помощь родителям о предупреждении возможных
зависимостей у ребенка:
Классы
5-ые

Тема
Профилактика табакокурения (курительные смеси, вейп)



работа конфликтной комиссии и школьной службы примирения

по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;


участие

родителей

в

педагогических

консилиумах

(педагогический совет, встреча при директоре, Совет профилактики,
Административно-общественная комиссия по питанию), собираемых в
случае

возникновения

острых

проблем,

связанных

с

обучением

и

воспитанием конкретного ребенка;


помощь со стороны родителей в подготовке и проведении

общешкольных

и

внутриклассных

мероприятий

воспитательной

направленности;


индивидуальное

консультирование

воспитательных усилий педагогов и родителей.
26

c

целью

координации

Самоуправление
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие,

чувство

собственного

достоинства,

а

школьникам

–

предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Это то, что готовит их ко взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность,

детское

самоуправление

иногда

и

на

время

может

трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в
детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
•

через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого

для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы.
Коллегиальный

орган

самоуправления

в

гимназии

Совет

обучающихся состоит из председателей активов 8-11 классов, расширенный
Совет обучающихся (5-11 классы).
Примерный план работы Совета обучающихся
Мероприятие

Направленность

Собрание
Совета
обучающихся
Собрание
расширенного
Совета обучающихся
Выборы
актива
класса,
представителей
в
Совет
обучающихся
Выборы
председателя
и
руководителей
секторов
Совета обучающихся
Подготовка и проведение Дня
самоуправления ко
Дню
учителя

Организационная

Ответственный
сектор
Еженедельно Председатель СО

Организационная

Ежемесячно

Председатель СО

Организационная

Сентябрь

Классные
руководители

Организационная

Сентябрь

Руководитель СО

Культурно-массовая

Октябрь

Творческий сектор

27

Сроки

Подготовка и проведение
Покровской ярмарки
Акция «Спасибо бабушкам и
дедушкам!» приуроченная ко
Дню пожилого человека
Подготовка и проведения
концерта ко Дню матери
Подготовка и проведение Дня
рождения гимназии
Акция «Добро стучится в
двери» (сбор книг для детей и
кормов для животных)
Развлекательная программа
«Новогодние забавы»
Спортивно-патриотическая
игра «Зарница»
Концертная программа в
честь
Дня
Защитника
Отечества
Акция «Открытка в женские
руки»
Подготовка к последнему
звонку

Культурно-массовая

Октябрь

СО

Творческая,
социальная

Октябрь

Культурно-массовая

Ноябрь

Творческий
сектор,
медиа
сектор
Творческий сектор

Культурно-массовая

Декабрь

Творческий сектор

Социальная

Декабрь

СО

Культурно-массовая

Декабрь

СО

Спортивная,
патриотическая
Культурно-массовая

Февраль
Февраль

Социальная

Март

Спортивный
сектор
Творческий
сектор,
медиа
сектор
СО

Организационная,
культурно-массовая

Апрель-май

СО

На уровне классов:
•

через деятельность выборных по инициативе и предложениям

учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров),
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать

его

работу

с

работой

общешкольных

органов

самоуправления и классных руководителей;
Самоуправление в классных коллективах гимназии строится на основе
выборности актива класса состоящего из


Председатель актива



Учебный сектор



Спортивный сектор



Социальный сектор



Культмассовый сектор



Трудовой сектор



Пресс-центр класса



Служба примирения
28

Профилактика и безопасность
Раздел «Профилактика и безопасность» направлен на реализацию
воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности

педагогического коллектива школы в целях формирования и поддержки
безопасной,

комфортной

среды

в

образовательной

организации,

профилактику безнадзорности и противоправного поведения обучающихся.
Раздел «Профилактика и безопасность» предусматривает:
 организацию превентивной работы со сценариями социально
одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому
давлению;
 поддержку инициатив обучающихся, педагогических работников в
области

укрепления

безопасности

жизнедеятельности

в

школе,

профилактики правонарушений, девиаций;
 предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп
обучающихся;
 поддержку и профилактику расширения групп детей, семей
обучающихся,

требующих

специальной

психолого-педагогической

поддержки и сопровождения (слабоуспевающих, социально запущенные,
осужденные, социально неадаптированные дети-мигранты и т.д.).
Раздел реализуется по следующим направлениям:
Пропедевтика безопасного поведения обучающихся.
Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся
школы.
Работа по профилактике безопасного поведения обучающихся в
образовательной организации, в быту, в общественном месте, во время
движения в транспорте и т.д. проводится классными руководителями,
29

воспитателями на классных часах, воспитательских часах, в рамках
индивидуальных бесед с обучающимися.
Работу по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних обучающихся проводит Совет по профилактике
безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся.
«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»
Мероприятия с родителями в рамках программы по профилактике
ДДТТ и изучению правил дорожного движения учащимися:
Класс Тема

Форма занятий

5.

1. Родительское
собрание.
2. Индивидуальная
работа с
родителями.

Профилактическая работа по предупреждению
ДТП в каникулярное время (некоторые
климатические особенности сезона, дорожная
обстановка, возможные транспортные
ситуации, отрицательные факторы, влияющие
на учащихся, возможные опасные ситуации с
детьми)

Методы
обучения
Беседа

«ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ»
Лекторий в помощь родителям о предупреждении возможных
зависимостей у ребенка:
Классы
5-ые

Тема
Профилактика табакокурения (курительные смеси, вейп)

Профилактические

классные

часы:

реализация

программы

профилактики “Все цвета, кроме черного”, 1 час в месяц
Классные

часы

по

безопасности:

реализация

программы

по

профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению
правил дорожного движения учащимися «Безопасность на дорогах», 1 час в
месяц
Социальное партнёрство
Раздел

«Социальное

партнерство»

предполагает

усиление

воспитательного воздействия Рабочей программы воспитания гимназии за
30

счет ресурсов сетевого взаимодействия.
Сетевое

взаимодействие

гимназии

с

социальными

партнерами

подразумевает:
 участие
отдельных

представителей

мероприятий

в

организаций-партнеров

рамках

реализации

в

Рабочей

проведении
программы

воспитания и календарного плана
 воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
 участие

представителей

организаций-партнеров

в

проведении

внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
 проведение на базе организаций-партнеров отдельных занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности при
соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
 совместную работу обучающихся и представителей организацийпартнеров в области социального проектирования.
Профориентация
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация»
школьников;

включает

диагностику

в
и

себя

профессиональное

консультирование

по

просвещение
проблемам

профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая

профориентационно

значимые

проблемные

ситуации,

формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное

самоопределение,

позитивный

взгляд

на

труд

в

постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
31



участие в городских профориентационных проектах, которые

нацелены на оказание психолого-педагогической поддержки школьникам в
проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута
через

использование

ресурсов

профориентационного

партнерства

образовательных организаций с профессионально-производственным и
социокультурным территориальным окружением, в интересах реального
сектора экономики.
Форма работы: посещение школьниками организаций СПО, ВПО и
предприятий, с целью прохождения социальной пробы. Диагностика
профессиональной направленности и профконсульации для школьников.
Ступени реализации:
Первая ступень «Самопознание» – диагностика профессиональной
направленности, профориентационные игры, квесты, изучение интересов и
склонностей участниками проекта, знакомство с профориентационным
контентом сайта Центра «Диалог» и миром профессий. Материалы по
проекту: http://dialog-eduekb.ru/post/materialyi-po--proektu
Вторая ступень "Самоопределение" – это мероприятия «Профи-дебют»
для участников проекта, ориентированных на обучение в учреждениях
среднего профессионального или высшего профессионального образования.
Для старшеклассников проводятся мастер-классы, конкурсы, олимпиады,
деловые игры и другие мероприятия в онлайн режиме.
Третья
путешествие

ступень

«Профессиональный

(онлайн)

заинтересованных

предприятия

с

высокотехнологичным

труд»

представляет

участников

на

производством,

собой

территорию
лучшими

специалистами, знакомство с предприятиями города и района.
Четвертая

ступень

дает

возможность

участвовать

в

профориентационном конкурсе (онлайн) «Хобби как профессиональный
выбор»


экскурсии

на

предприятия

города,

предусмотренные

экскурсионной программой гимназии в рамках работы по международному
32

проекту «Экономическое, социальное и культурно-историческое наследие
Среднего Урала и регионов Франции» (модуль 3.6) дающие гимназистам
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии в уральском регионе; (экскурсионная
программа)


участие в ежегодной образовательной выставке «Навигатор

Поступления»: Лучшие вузы Екатеринбурга, России и мира на одной
площадке, проведение встреч с представителями СПО и ВПО на базе
гимназии;


посещение дней открытых дверей в средних специальных

учебных заведениях и вузах;


участие

в

онлайн

мероприятиях,

участие

в

работе

всероссийского

посвященных

выбору

профессий;


интернет-проекта

«Проектория»:

просмотр

профориентационного

лекций,

решение

учебно-

тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых
уроков;


освоение

ступени

среднего

общего

образования

по

индивидуальным учебным планам с возможностью углубленного освоения
выпускниками гимназии различных курсов по выбору, включенных в
основную образовательную программу гимназии, или в рамках курсов
дополнительного образования.


Проект «Предпринимательские классы». Предпринимательский

класс — это возможность освоить навыки предпринимательства, разработать
собственный бизнес-проект под руководством опытных предпринимателей.


Проект «Дни карьеры» при поддержке Центра трудовых ресурсов

города Екатеринбурга


Проект «Психолого-педагогические классы» в рамках сетевого

взаимодействия

с

ФГБОУ

ВПО

педагогический университет»
33

«Уральский

государственный

34

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
В МАОУ гимназия №39 запланированы и проводятся мероприятия,
направленные на повышение квалификации работников образовательного
учреждения в области воспитания, организация научно-методической
поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей
образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов интересов.
Ведется планомерная работа по пропаганде положений теории
воспитательных систем среди педагогического коллектива:


через регулярное проведение и участие в семинарах, научно-

практических

конференциях

–

от

школьных

до

региональных

международных;



через научно-методические пособия;
через знакомство с передовыми научными разработками и

российским опытом.
В ходе работы к личности классного руководителя предъявлялись
следующие требования:


умение анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы



умение проектировать, распределять цели;



умение организовать и анализировать деятельность;



умение осваивать свой опыт через рефлексию и выражать его

в технологической форме;


умение перестроить устаревшие технологические формы и

методы;


способность к самовыражению.

При планировании работы с кадрами учитываются:


нормативные документы Министерства просвещения Российской

Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы;


проблемы воспитания, стоящие в центре внимания;
35



основные направления воспитательной работы, сложившиеся в

гимназии, в том числе проблемы, над которыми работает гимназия;


реальное состояние воспитательной работы в гимназии и уровень

развития личности воспитанников;


возрастные особенности воспитанников и специфические пробле-

мы воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования
личности;


классных

уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт
руководителей, их

готовность

к

решению

предстоящих

воспитательных задач (на основе диагностики), определившиеся интересы в
области теории и методики воспитания, а также реальные возможности для
внедрения в практику рекомендаций педагогической теории и передового
опыта.
В работе классных руководителей проходит изучение:


нормативных документов;



научных разработок по вопросам повышения квалификации

педагогических кадров;


изучение организации и содержания учебно-воспитательного

процесса;


глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов

воспитательной работы в школе;


знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного

процесса и качества подготовки учащихся.

3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Нормативные акты

образовательной

организации

по

основным

вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том
числе регламентирующие:


Правила приема обучающихся (воспитанников)
36



Режим занятий обучающихся (воспитанников)



Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления

обучающихся (воспитанников)


Порядок

прекращения
обучающимися

оформления

отношений

возникновения,

между

(воспитанниками)

приостановления

образовательной
и

(или)

организацией

родителями

и
и

(законными

представителями) несовершеннолетних


Правила внутреннего распорядка обучающихся (воспитанников)



Правила внутреннего трудового распорядка



Устав МАОУ гимназии № 39 «Французская гимназия»

Иные локальные акты:


Положение

об

организации

общего

образования

детей,

нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов на дому


Положение об использовании устройств мобильной связи

3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих
особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с
ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов,
из семей мигрантов, билингвы и др.), одарённых, с отклоняющимся
поведением, — создаются особые условия.
Государственная
реализацию

программа

комплекса

Доступная

мероприятий,

среда

предусматривает

позволяющих

обеспечить

беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в
приоритетных

сферах

жизнедеятельности

инвалидов

и

других

маломобильных групп населения, а также совершенствование условий и
порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и
реабилитации с целью интеграции инвалидов с обществом.
37

При входе в гимназию оборудован специальный подъемник для
перемещения инвалидов в здание школы, имеются перекатные пандусы,
табличка с шрифтом Брайля.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья
В здании Гимназии имеется 2 спортивных зала: 1 для игровых видов
спорта и 1 для гимнастики.
На территории Гимназии имеется спортивная площадка, минифутбольное поле, баскетбольная площадка, полоса препятствий.
Для полноценных занятий физической культурой инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями в спортивных залах оборудованы площадки
с

тренажерами

общеукрепляющей

направленности.

Все

спортивное

оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности и
удобства. В спортивных залах создана безбарьерная среда.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебные

занятия проводятся в кабинетах

укомплектованных

техническими средствами обучения, демонстрационным оборудованием:
экранами, проекторами, Для всех обучающихся обеспечен индивидуальный
неограниченный доступ к учебно-планирующей и учебно-методической
документации:

учебным

планам,

рабочим

программам

дисциплин,

расписание уроков. В гимназии создана среда, способствующая обучению и
воспитанию, направлена на удовлетворение потребностей и интересов
личности
ценностями
изменяться

в

соответствии
и

представляет

под

с

общечеловеческими
собой

воздействием

пространство,
субъектов,

и

национальными

которое

способно

культивирующих

и

поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила и
нормы в различных сферах и формах жизнедеятельности коллектива.
Имеются объекты социальной и спортивной инфраструктуры: актовый зал,
спортивные залы, кабинет психолога.
38

Также не остается в стороне физическое воспитание и привитие
здорового образа жизни, которое позволяет формировать потребности в
физическом совершенствовании, самовоспитании, формировании здорового
образа

жизни.

Этому

способствует

создание

и

функционирование

спортивных секций, проведение спортивных соревнований и праздников,
встречи

со

специалистами,

ведущими

спортсменами.

Традиционные

спортивные мероприятия, такие как Спартакиада, Покровская ярмарка, День
гимназии проводятся ежегодно и направлены на воспитание моральноволевых

качеств.

Целенаправленное

развитие

коммуникативных

и

социально-личностных компетенций позволило повысить самостоятельность
и инициативность, их заинтересованность в проявлении своих способностей.
Имеются в наличие средства обучения и воспитания приспособленные
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья.
Особыми

задачами

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями являются:
 налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение
обучающихся,

психолого-педагогической

содействие

повышению

уровня

поддержки
их

семей

педагогической,

психологической, медико-социальной компетентности.
При

организации

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и
39

(или) психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся

с

особыми

образовательными

потребностями

и

их

сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических
воспитателей,

приёмов,

организацией

педагогов-психологов,

совместных

форм

учителей-логопедов,

работы
учителей-

дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
 публичности,

открытости

поощрений

(информирование

всех

обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
 соответствия
общеобразовательной

артефактов

и

организации,

процедур
качеству

награждения

укладу

воспитывающей

среды,

символике общеобразовательной организации;
 прозрачности

правил

поощрения

(наличие

положения

о

награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в
этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
40

 сочетания

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать

межличностные

противоречия

между

обучающимися,

получившими и не получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с
учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их
статусных представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы

поощрения

проявлений

активной

жизненной

позиции

обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации
и

регулярном

поощрении

классными

руководителями,

поддержке

родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению)
артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио

может

включать

артефакты

признания

личностных

достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг — размещение классов в последовательности, определяемой
их

успешностью,

достижениями

в

чём-либо.

Подведение

итогов

ранжирования мест на общей линейке в конце каждой четверти, награждение
классов почетными грамотами.

41

Формирование знаменной группы для проведения церемониала
поднятия флага Российской Федерации из числа учащихся, имеющих
учебные, спортивные, творческие и общественно значимые достижения.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным

методом

общеобразовательной
воспитательной

анализа

организации

работы

с

воспитательного
является

целью

выявления

процесса

ежегодный
основных

в

самоанализ
проблем

и

последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа

воспитательного процесса включается

в

календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
 распределённая ответственность за результаты личностного развития
42

обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —
это результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом,

социальным

педагогом,

при

наличии)

с

последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не
удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие интересной, событийно

насыщенной и личностно

развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
43

анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.

Результаты

обсуждаются

на

заседании

методических

объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:


реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;



организуемой внеурочной деятельности обучающихся;



деятельности классных руководителей и их классов;



проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;



внешкольных мероприятий;



создания и поддержки предметно-пространственной среды;



взаимодействия с родительским сообществом;



деятельности ученического самоуправления;



деятельности по профилактике и безопасности;



реализации потенциала социального партнёрства;



деятельности по профориентации обучающихся;

Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным
коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».