Положение о классном руководстве

Утверждено
приказом МАОУ гимназии №39
«Французская гимназия»
от 19.08.2024 № 173-од

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ

2024

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основе Федерального закона
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций
об осуществлении функций классного руководителя педагогическими
работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов
Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»,
Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере
образования, по организации работы педагогических работников,
осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях
(письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 №
ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»).
1.2. Классное руководство – особый вид дополнительной педагогической
деятельности, которую педагогический работник принимает на себя
добровольно при условии дополнительной оплаты и внесения
соответствующих сведений в трудовой договор.
1.3. Осуществление классного руководства не связано с занимаемой
педагогическим работником должностью и не входит в число его должностных
обязанностей.
1.4. При осуществлении классного руководства воспитательные цели и
задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в
отношении каждого обучающегося класса (далее – обучающийся), так и в
отношении класса как микросоциума в соответствии с рабочей программой
воспитания и календарным планом воспитательной работы.
1.5. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство,
не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Он на
постоянной основе взаимодействует:
с семьями обучающихся;
с другими педагогическими работниками;
с медицинским работником общеобразовательной организации;
с социальными партнерами;
с администрацией общеобразовательной организации.

2. Функции педагогического работника, осуществляющего классного
руководство
2.1. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство:

проводит инструктажи обучающихся по технике безопасности, по
правилам пожарной безопасности, дорожного движения, безопасного
поведения на воде, безопасного поведения при проведении массовых
мероприятий и т.д.;

проводит работу с обучающимися по формированию навыков
безопасного
поведения
обучающихся
в
информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);

своевременно информирует руководителя о несчастных случаях с
обучающимися и о ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью;

осуществляет
работу
по
профилактике
употребления
обучающимися табака, алкоголя, наркотических и психоактивных веществ;

организует работу по формированию навыков здорового образа
жизни (необходимость регулярных занятий физкультурой и спортом,
формирования правильных пищевых привычек);

организует охват обучающихся горячим питанием;

организует профориентационную деятельность обучающихся;

обеспечивает связь общеобразовательной организации с семьей,
организует взаимодействие с родителями (законными представителями)
обучающихся в различных формах;

способствует
своевременному
выявлению
обучающихся,
имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, в том числе с
признаками девиантного и деструктивного поведения;

осуществляет
контроль
посещаемости
обучающимися
образовательной организации, мероприятий, проводимых в соответствии с
рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной
работы;

осуществляет взаимодействие с педагогическими работниками и
администрацией общеобразовательной организации для координации работы,
направленной на личностное развитие обучающихся, обеспечение их
успешной учебной деятельности;

проводит мониторинг успеваемости обучающихся, участвует в
работе по корректировке индивидуальных образовательных траекторий, в том
числе одаренных обучающихся, обучающихся, испытывающих трудности в
освоении образовательной программы;

организует и координирует ученическое самоуправление в классе;


своевременно вносит необходимую информацию в электронный
или бумажный вариант классного журнала и дневников обучающихся;

составляет план воспитательной работы класса в соответствии с
локальными нормативными актами общеобразовательной организации;

обеспечивает защиту прав и интересов обучающихся в пределах
выполняемых им функций;

проводит работу в целях профилактики нарушения обучающимися
дисциплины и норм поведения;

ведет учет занятости обучающихся во внеклассной, внеурочной
деятельности, в системе дополнительного образования;

в случае необходимости составляет характеристики на
обучающихся, участвует в составлении социального паспорта класса.
3. Права классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право запрашивать у медицинских
работников, закрепленных за общеобразовательной организацией, и родителей
необходимую информацию о состоянии здоровья обучающихся.
3.2. Классный руководитель имеет право запрашивать у педагогических
работников информацию об учебной деятельности и поведении обучающихся.
3.3. Классный руководитель имеет право при необходимости
инициировать проведение педагогических консилиумов, "малых педсоветов",
приглашать родителей (законных представителей) обучающихся для решения
проблем в обучении и воспитании.
3.4. Классный руководитель имеет право повышать свою квалификацию
в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания,
организации деятельности, связанной с классным руководством.
4. Ответственность классного руководителя
4.1. Классный руководитель несет ответственность за обеспечение
конфиденциальности персональных данных учащихся.
4.2. За невыполнение функций классный руководитель может быть
подвергнут дисциплинарному взысканию (замечание, выговор) или отстранен
от выполнения классного руководства.
5. Формы работы классного руководителя
5.1. В соответствии со своими функциями, с учетом рабочей программы

воспитания и календарного плана воспитательной работы, классный
руководитель разрабатывает план воспитательной работы класса. Для
реализации мероприятий плана классный руководитель выбирает формы
работы с учетом культурных, возрастных, гендерных и индивидуальных
особенностей обучающихся:
коллективные: еженедельные тематические классные часы (в том числе с
приглашением социальных партнеров), конкурсы, спектакли, концерты, слеты,
соревнования, туристические походы, игры, флешмобы, экскурсии, ведение
блога педагога в сети Интернет;
индивидуальные: изучение аккаунтов социальных сетей обучающихся,
организация индивидуальных консультаций и психологической помощи
обучающимся,
их
психолого-педагогического
сопровождения,
индивидуальные беседы, организация взаимодействия родителей (законных
представителей) с социальным педагогом, психолого-педагогической службой
общеобразовательной организации, посещение обучающихся на дому
(ознакомительное, далее - при необходимости) с согласия проживающих в
данном помещении на законных основаниях граждан (родителей (законных
представителей) обучающихся) в соответствии со статьей 25 Конституции
Российской Федерации;
групповые: организация работы творческих групп, детских объединений,
волонтерских отрядов, медиасообществ и т.д.
5.2. План является основным документом классного руководителя и
разрабатывается в соответствии с локальными актами образовательной
организации.
6. Установление доплаты за классное руководство
6.1. За выполнение педагогическим работником с его согласия функций
классного руководителя педагогическому работнику устанавливается
компенсационная доплата за увеличение объема работы.
6.2. В Положении о стимулирующих выплатах общеобразовательной
организации могут быть предусмотрены показатели эффективности
деятельности классного руководителя, за выполнение которых дополнительно
к компенсационной доплате устанавливаются также стимулирующие выплаты.
6.3. Размеры доплаты педагогическим работникам за выполнение
функций классного руководителя и порядок ее установления определяются
коллективным договором и (или) локальным нормативным актом
общеобразовательной
организации,
утверждаемым
руководителем
образовательной организации по согласованию с выборным органом

первичной профсоюзной организации, в соответствии с рекомендациями
регионального (муниципального) отраслевого соглашения.
6.4. При возложении на педагогического работника функций классного
руководителя, как правило, обеспечивается преемственность осуществления
классного руководства в классах на следующий учебный год.
6.5. Функции классного руководителя и доплата за выполнение этих
функций устанавливаются педагогическому работнику дополнительным
соглашением к трудовому договору при распределении учебной нагрузки
(тарификации) на весь учебный год (с 1 сентября по 31 августа).
6.6. В отдельных случаях на педагогического работника может быть
возложено выполнение функций классного руководителя в нескольких
классах.
6.7. Доплата за выполнение функций классного руководителя
выплачивается в установленном размере, в том числе во время каникул и
периодов отмены занятий по эпидемиологическим, климатическим и иным
основаниям.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.
Классный руководитель относится к категории педагогических работников и
непосредственно подчиняется заместителю директора.
2.
Классное руководство возлагается на лицо, имеющее высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование по
направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей
преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
3.
Функция классного руководителя возлагается на лицо в соответствии с
требованиями ст. 331 ТК РФ:
не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии
с
вступившим в законную силу приговором суда;
не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не
подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное
преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за
преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за
исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и
оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и
несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ
конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной
безопасности;
не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие
и особо тяжкие преступления;
не признанное недееспособным в установленном федеральным законом
порядке;
не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
здравоохранения.
4.
Классный руководитель должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения
педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
педагогику, психологию, возрастную физиологию;
школьную гигиену;
методику преподавания предмета;
программы и учебники по преподаваемому предмету;
методику воспитательной работы;

требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных
помещений к ним;
средства обучения и их дидактические возможности;
основы научной организации труда;
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи;
теорию и методы управления образовательными системами;
современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего
обучения;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с
обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по
работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения;
основы экологии, экономики, социологии;
трудовое законодательство;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
правила по охране труда и пожарной безопасности;
основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики,
физиологии детей и подростков;
методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального
психотренинга;
особенности воспитательной системы.
5.
Классному руководителю запрещается:
оказывать платные образовательные услуги учащимся в данной организации,
если это приводит к конфликту интересов классного руководителя;
использовать образовательную деятельность для политической агитации,
принуждения учащихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо
отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни,
для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность
граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой
принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения учащимся
недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных
традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим
Конституции Российской Федерации.
6.
Функция классного руководителя возлагается на работника учреждения
приказом директора. Работник школы освобождается от функции классного руководителя
приказом директора.
7.
Основными направлениями деятельности классного руководителя
являются:
Организация деятельности классного коллектива учащихся.
Организация учебной и воспитательной работы классного коллектива и
отдельных учащихся.

Организация внеучебных занятий класса.
Изучение личности и коррекция в воспитании учащихся.
Социальная помощь и защита учащихся.
Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными
работниками.
Организация работы с учащимися по сохранению имущества учреждения, по
благоустройству территории образовательного учреждения.
8.
Классный руководитель имеет следующие обязанности:
Ведет журнал успеваемости учащихся, план воспитательной работы класса.
Ведет «личные дела» учащихся и следит за их оформлением.
Ведет Дневник классного руководителя.
Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом
класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.
Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным
помещениям в соответствии с графиком дежурства.
Организует порядок питания обучающихся.
Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.
Работает с дневниками учащихся, контактирует с родителями по поводу
успеваемости учащихся.
Создает условия для развития познавательных интересов, расширения
кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение
кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и
т. д.).
Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует
межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их.
Оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению.
Осуществляет мониторинг социальных сетей обучающихся.
Проводит тематические классные часы периодичностью раз в месяц,
собрания, беседы с учащимися.
Обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание
учащимся, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа и учащимся,
оставшимися без попечения родителей.
Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из
неблагополучных семей.
Осуществляет выход в семьи социально незащищенных категорий (при
соответствующем решении администрации).
Осуществляет
профориентационную
работу,
способствующую
самостоятельному и осознанному выбору учащимися дальнейшей профессии.
Организует и проводит родительские собрания.
Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в
соответствии с утвержденной рабочей программой, планом воспитательной работы.
Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям
профессиональной этики.
Уважает честь и достоинство учащихся и других участников образовательных
отношений.
Развивает у учащихся познавательную активность, самостоятельность,

инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к
труду и жизни в условиях современного мира, формирует у учащихся культуру здорового и
безопасного образа жизни.
Проводит плановые и внеплановые инструктажи по технике безопасности.
Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое
качество образования формы, методы обучения и воспитания.
Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и
состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при
необходимости с медицинскими организациями.
Систематически повышает свой профессиональный уровень.
Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные
при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные
медицинские осмотры по направлению работодателя.
Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Соблюдает Устав образовательной организации, правила внутреннего
трудового распорядка и иные локальные акты.
9.
Классный руководитель несет ответственность:
За нарушение Устава общеобразовательной организации.
За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и (или) психическим насилием над личностью учащихся.
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих функциональных
обязанностей, предусмотренных настоящим документом, в пределах, определенных
трудовым законодательством Российской Федерации.
За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
За причинение материального ущерба в пределах, определенных трудовым и
гражданским законодательством Российской Федерации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».