Приложение № 2
к «Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ гимназии № 39 «Французская гимназия»
приказ № 123 от 10 августа 2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по учебному предмету:
РУССКИЙ ЯЗЫК
г. Екатеринбург
1.Планируемые результаты освоения программы учебного предмета « РУССКИЙ ЯЗЫК».
1.1.Планируемые личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
1.2.Планируемые метапредметные результаты
2
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
1.3.Планируемые предметные результаты
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" должны отражать:
Русский язык:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения
при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
3
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую,
диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного
материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной
и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности
изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на
вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и
коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые
умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора,
развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы,
омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
4
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков,
умение различать слова категории состояния и наречия;
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также
многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического,
морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать
текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор
синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;
характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их
синтаксической функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определение грамматической основы предложения;
распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и
неполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений;
вводных и вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств
синтаксической связи между частями сложного предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а
также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и
целесообразность их использования;
5
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств
для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого
высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и
способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения
(прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного
значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике
при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,
цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в
соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия,
стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и
аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей
текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с изученными правилами;
узнавать самостоятельные и служебные части речи, знать их основные морфологические признаки и синтаксическую роль;
6
различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить грамматическую основу предложения (в простейших случаях);
отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
производить синтаксический и пунктуационный разбор;
слышать и различать звуки, различать звуки и буквы;
в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;
пользоваться словарями;
подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;
выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;
производить (выборочно) лексический разбор слова;
обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их;
совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение слов;
озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;
подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля
речи;
самостоятельно строить высказывание.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории
состояния)по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;
использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;
соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
строить тексты разных тиров речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи;
анализировать и создавать тексты изученных стилей.
К концу 7 класса учащиеся должны уметь:
аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи, строя тексты-рассуждения;
производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи
соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
использовать морфологические синонимы;
заменять причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и наоборот;
при построении текстов разных типов учитывать стилистические характеристики слов, относящихся к разным частям речи;
7
строить тексты с совмещением различных типов речи;
использовать местоимения, наречия, союзы, частицы для связи фрагментов текста
К концу 8 класса учащиеся должны уметь:
произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;
правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;
находить грамматическую основу простого предложения;
различать основные типы сказуемого;
различать виды второстепенных членов предложения;
определять многозначные члены предложения;
использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;
различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;
правильно строить предложения с однородными и обособленными членами;
изменять предложения с однородными членами, обособленными членами , синонимическими конструкциями;
правильно интонировать простые осложненные предложения;
анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических
единиц.
К концу 9 класса учащиеся должны уметь:
составлять схемы сложных предложений разных типов;
различать смысловые отношения между частями сложного предложения;
правильно ставить знаки препинания;
строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;
употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимическое значение разных типов;
соотносить члены предложения и придаточные предложения;
производить синтаксический анализ предложений разных типов;
различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;
строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках;
составлять деловые бумаги (заявления, расписку, характеристику, автобиографию);
писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
различать разговорную речь, научный , публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы.
определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые средства текста;
опознавать языковые единицы, выполнять различные виды их анализа;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
8
соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые)средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их , совершенствовать и редактировать собственные тексты.
В результате изучения учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» по данной рабочей программе у выпускников основного общего
образования будут сформированы и развиты
коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковая), культуроведческая компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся
Языковая и лингвистическая (языковедческая)компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
Выпускник научится:
•
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
•
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки
прочитанного материала;
•
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
•
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
•
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
•
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного
языка и речевого этикета;
•
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
•
использовать знание алфавита при поиске информации;
9
•
различать значимые и незначимые единицы языка;
•
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
•
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
•
членить слова на слоги и правильно их переносить;
•
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их
формы в соответствии с акцентологическими нормами;
•
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
•
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
•
проводить лексический анализ слова;
•
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
•
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
•
проводить морфологический анализ слова;
•
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
•
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
•
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и
функциональных особенностей;
•
находить грамматическую основу предложения;
•
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
•
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
•
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
•
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
•
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
•
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
•
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
•
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
•
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
•
опознавать различные выразительные средства языка;
•
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
•
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
10
•
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из
жизненного и читательского опыта;
•
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
•
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
•
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
2. Содержание учебного предмета « Русский язык»
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности
разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад,
дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью,
очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема,
идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).
Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения,
побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
11
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении
словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах,
территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление
лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного
творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительновыразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог.
Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ
слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы
обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и
произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
12
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс,
окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема.
Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное
значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики
(книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их
признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка
(нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов,
многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части
речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и
звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных,
имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы
предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены,
способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и
односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные).
Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные
конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями
сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
13
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого
предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место
придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным
изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения
бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и
др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и
сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных
норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Новизна данной программы для ОУ с углубленным изучением русского языка заключается в том, что углубленное изучение русского
языка планируется с 5 класса;
обусловлена следующими основными принципами, определяющими содержание и построение программы:
- принципом системности, обусловливающим отбор, интерпретацию и организацию теоретических сведений, позволяющим не изолировать
формирование и совершенствование коммуникативной компетенции от формирования языковой компетенции;
- принципом изоморфизма, позволяющим использовать одни и те же приемы при изучении разноуровневых языковых единиц;
- принципом структурно-семантического единства. Триада – форма, семантика и функции – определяет характер построения программы.
Последовательно отмечаются формальные и семантические свойства языковых единиц, так как структурные признаки создают объективные
условия для классификации и квалификации единиц языка и речи, а значения ( языковое и речевое) корректируют и дополняют структуро
– семантические показатели;
- принципом историзма, позволяющим объяснять многие языковые явления с точки зрения языковых исторических законов;
- принципом преемственности и перспективности, позволяющим постепенно расширять и усложнять языковой материал;
- принципом функционального подхода, требующего учета функций единиц при обучении речи, обусловливающим внимание к тексту.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной
программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую
деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и
14
речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые
отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Программа направлена на реализацию в образовательном процессе деятельностного подхода через организацию основных видов
деятельности обучающихся (они отражены в календарно-тематическом планировании), что позволит обеспечить достижение планируемых
результатов изучения русского языка.
При организации процесса обучения в рамках реализации данной программы предполагается применением проблемно-диалоговой
технологии, технологии организации групповой деятельности, проектной технологии, информационно-коммуникационных технологий,
технологии критического мышления.
Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в форме проектно-исследовательской
деятельности, технологии критического мышления.
3.Тематическое планирование
5 класс
Тема урока
Введение. Общие
сведения о языке
Вводный курс.
Орфография
Введение. Роль языка в жизни общества Русский язык как один из богатейших языков мира
Понятие о стилистике и основных стилях русского языка
Грамматика. Понятие о морфологии и орфографии. Орфограмма. «Ошибкоопасные места»
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в приставках. Правописание гласных
И, А, У после шипящих.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание непроизносимых и удвоенных
согласных
Контрольный диктант с грамматическим заданием №1
Вводный курс.
Морфология и
орфография
Количество
уроков
1
1
1
1
1
1
1
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи
Имя существительное. Морфологические признаки имени существительного
Имя существительное. Правописание падежных окончаний существительных
1
1
1
15
Имя прилагательное. Морфологические признаки прилагательного. Связь прилагательного с именем
существительным.
Р/р Что такое диалог и монолог
Глагол. Неопределённая форма глагола.
Изменение глагола по временам. Орфограмма «Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени"
Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов
Буква Ь в глаголах 2 лица единственного числа.
Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма ТСЯ, –ТЬСЯ в глаголах
Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» №2
Анализ контрольного диктанта
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий
Местоимение. Личные местоимения.
Служебные части речи. Предлоги. Союзы
Контрольня тестовая работа по теме« Повторение»
Обобщение по теме «Морфология и орфография».
РР Обучающее изложение (подготовка)
РР Обучающее изложение (написание)
Вводный курс.
Синтаксис и
пунктуация
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Понятие о синтаксисе и пунктуации
P/р. Что такое текст? Что значит писать и говорить на тему?
Предложение. Грамматическая основа предложения
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения
P/р. Выборочное изложение (подготовка)
P/р. Выборочное изложение (написание)
Главные члены предложения. Подлежащее
Главные члены предложения. Сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым
P/р. Сочинение по картине
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
Основной курс
Второстепенные члены предложения.Определение. Дополнение. Обстоятельство
Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация»
Словосочетание
Сочинительные и подчинительные словосочетания
Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Обобщающие слова перед однородными членами
P/р. Главное в тексте – идея, основная мысль.
P/р. Подробное изложение (подготовка)
P/р. Подробное изложение (написание)
Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением.
Р/р. Обращение как средство связи предложений в тексте.
Предложения с вводными словами.
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложные предложения: союзные и бессоюзные.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.
P/р. Для чего нужен план
Предложения с прямой речью.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Оформление диалога на письме.
Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».
Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». Тест.
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»
Анализ диктанта
Р/р. Способы связи предложений в тексте.
Понятие о литературном языке
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
русского языка.
Фонетика.
Графика.
Орфография.
Орфоэпия
Звуки речи
P/р. Учитесь выразительно читать
Звуки речи и буквы. Алфавит
Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке
Орфограмма. Типы орфограмм. Буквы Ё – О после шипящих в корне слова
Буквы Ё – О после шипящих в окончании и суффиксе слова.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слова
Гласные буквы И–Ы после Ц
Гласные буквы И–Ы после Ц. Практикум.
Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. Правописание парных звонких и глухих
согласных
P/р. Текст и фрагменты текста.
Непроизносимые согласные звуки.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.
Значения букв Я, Ю, Е, Ё
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Трудные случаи.
P/р. Всегда ли мы читаем одинаково?
Систематизация и повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».
Тестовая работа по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».
Р/р. Звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Работа с текстом.
Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфография».
Анализ диктанта
Морфемика.
Понятие о морфемике. Основа слова и окончание.
Словообразование.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
Орфография
Корень слова.
Этимологический анализ слова
Приставки.
Суффиксы
Морфемный разбор слова
P/р. Стили речи. Разговорный стиль.
Чередование полногласных и неполногласных сочетаний.
P/р. Подготовка к домашнему сочинению о слове.
Р/р. Книжные стили. Научный стиль
Правописание корней с чередование гласных А-О.
Правописание корней с чередованием гласных А- О в корнях -ЛАГ- / -ЛОЖПравописание гласных в корнях - КАС-/-КОС- .
Правописание гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/ -РОС.
Чередование гласных А - О в корнях
Правописание гласных А - О в корнях- ГОР -/-ГАР -,-ЗОР-/-ЗАР-.
Чередование гласных А - О в корнях- ГОР -/-ГАР -,-ЗОР-/-ЗАР-.
Правописание корней с чередованием гласных Е-И, - А (Я) /-ИМ / -ИН- .
Корни с чередование гласных Е-И
Корни с чередование гласных Е-И. Тест
Корни с чередованием- равн-ровн-, -мак-мокКорни с чередованием--клан-клонОбобщение по теме « Чередование гласных в корне»
Контрольное тестирование по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».
Анализ контрольного тестирования
P/р. Художественный стиль.Метафора. Олицетворение.
Правописание согласных и гласных в приставках
Правописание приставок, оканчивающихся на -З (-С).
Практикум по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на -З (-С)"
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
Лексика.
Фразеология.
Правописание приставок - РОЗ- (РОС-) – РАЗ-(РАС-)
Буква -Ы- после приставок, оканчивающихся на согласный
Закрепление правописание буквы Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
P/р. Изложение, близкое к тексту(подготовка)
P/р. Изложение, близкое к тексту(написание)
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕБуква И в приставке ПРИБуква Е в приставке ПРЕ
P/р. Типы речи.
Обобщение по теме « Правописание приставок»
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».
Анализ диктанта.
Словообразование.
Основные способы образования слов
Сложные и сложносокращенные слова
Основные способы образования слов. Словообразовательный разбор.
Систематизация и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование. Орфография».
Р/р. Повествование.
Р/р. Сочинение-рассказ (подготовка)
Р/р. Сочинение-рассказ (написание)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Понятие о слове. Словарное богатство русского языка
Лексическое значение слова. Основные способы толкования слова
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Р/р. Выборочное изложение
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы
1
1
1
1
1
1
1
1
20
Повторение
Текстообразующая роль синонимов и антонимов
Р/р. Для чего нужны синонимы и антонимы?
Омоформы. Омографы. Омофоны.
Паронимы
Понятие об этимологии. Народная этимология
Слова, общеупотребительные и ограниченные в употреблении
Диалектизмы. Профессионализмы
Неологизмы
Исконно русские и заимствованные слова.Историзмы и архаизмы
Фонетические и морфемные изменения заимствованных слов в русском языке.
Старославянизмы . Их стилистическая функция
Старославянизмы и русизмы
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления
P/р. Как описать животное? (подготовка)
P/р. Как описать животное?( написание)
Фразеология как раздел лексикологии. Фразеологизмы-синонимы и антонимы
Пословицы и поговорки. Народный характер пословиц. Крылатые слова и выражения
Р/р. Основные выразительные средства лексики и фразеологии
Р/р Текст. Лексические средства связи предложений в тексте.
Тест по теме « Лексика. Фразеология»
Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном
предложении
Контрольный диктант по теме «Повторение»
Резерв.
Всероссийская проверочная работа по русскому языку*
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
170
Всероссийская проверочная работа по русскому языку* проводится в соответствии с установленным расписанием Приказом Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки, поэтому порядок тем изменится в соответствии с календарной датой проведения
21
6 класс
Тема урока
Введение
Повторение изученного в 5
классе
Морфология. Имя
существительное
Количество
уроков
Русский язык – один из богатейших языков мира
1
Повторение изученного в 5 классе. Синтаксис. Синтаксический разбор.
Повторение изученного в 5 классе. Синтаксис и пунктуация
Повторение. Фонетика и орфоэпия
Повторение.Орфоэпия.
Повторение.Орфография
Повторение.Орфография. Морфемика.
Повторение. Орфография. Исключения.
Повторение.Лексика
Повторение.Лексика. Фразеология
Контрольная работа (тест)
Анализ теста
Р/Р Признаки текста
Р/Р Темы широкие и узкие
Р/Р Контрольное изложение с творческим заданием (подготовка)
Р/Р Контрольное изложение с творческим заданием (написание)
РР Анализ ошибок
Разделы грамматики. Морфология. Понятия о частях речи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Слово и его формы
Понятие о существительном. Роль существительных в речи
Р/Р Творительный сравнения
Род, число, падеж существительных
Падеж имен существительных
Склонение существительных
Склонение имени существительного.Орфограмма «Ь знак после шипящих»
Р/Р Простой и сложный план
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемые имена существительные. Грамматические ошибки.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
Глагол
Неизменяемые существительные
Неизменяемые существительные. Грамматические ошибки.
Неизменяемые существительные.Тест
Словообразование существительных
Словообразование существительных с помощью суффикса
Р/Р Простой и сложный план.Подготовка к написанию сочинения-описания
Словообразование существительных с помощью приставок
Словообразование существительных с помощью приставок. Словообразовательный разбор.
Словообразование существительных. Переход прилагательных в существительные. Функциональные омонимы
Образование сложных существительных
Образование сложных существительных.Словообразовательный разбор.
Р/Р Сравнение. Метафора. Эпитет
Разряды существительных по значению
Разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные собирательные)
Повторим изученное по теме «Имя существительное»
Повторим изученное по теме «Имя существительное». Морфологические нормы
Контрольная работа (тест) №1
Анализ контрольной работы
Понятие о глаголе.
Понятие о глаголе. Роль глаголов в речи
Р/Р Что такое эпиграф
Неопределенная форма глагола.
Инфинитив
Возвратные глаголы
Р/Р Выборочное изложение (подготовка)
Р/Р Выборочное изложение (написание)
Виды глагола
Переходные и непереходные глаголы
Переходность глаголов
Контрольный диктант №1
Анализ и разбор контрольного диктанта.
Наклонения глагола
Р/Р Описательный оборот
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
Имя прилагательное
Времена глаголов
Прошедшее время глагола
Настоящее и будущее время глагола
Настоящее и будущее время глагола. Изменение глагола.
Р/Р Официально- деловой стиль речи
Р/Р Официально- деловой стиль речи. Работа с текстом.
Лицо и число глагола
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов. Личные окончания глагола.
Спряжение глаголов. Морфологические нормы.
Контрольный диктант №2
Анализ контрольного диктанта
Р/Р Рассказ. Подробное изложение (подготовка)
Р/Р Рассказ. Подробное изложение (написание)
Разноспрягаемые глаголы
Разноспрягаемые глаголы. Морфологические нормы.
Наклонение глагола. Условное наклонение
Условное наклонение
Повелительное наклонение
Повелительное наклонение. Трудные случаи правописания.
Безличные глаголы
Безличные глаголы в бзличныех предложениях.
Р/Р Рассказ. Сочинение-повествование (подготовка)
Р/Р Рассказ. Сочинение-повествование(написание)
Словообразование глаголов
Правописание суффиксов
Правописание суффиксов. Трудные случаи.
Повторение изученное по теме «Глагол»
Повторение и ситематизация изученного по теме «Глагол»
Контрольная работа №2(тест) по теме «Глагол»
Анализ контрольной работы
Р/Р Метафора. Анализ ошибок
Понятие о прилагательном
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
Имя числительное
Р/Р Описание природы. Зима. Сочинение-описание (подготовка)
Р/Р Описание природы. Зима. Сочинение-описание (написание)
Разряды прилагательных по значению (качественные)
Полные и краткие прилагательные
Склонение полных прилагательных
Суффиксы притяжательные прилагательные
Р/Р Описание природы. Подробное изложение (подготовка)
Степени сравнения прилагательных
Контрольная работа №3(тест) по теме «Имя прилагательное»
Анализ контрольной работы
Словообразование прилагательных
Словообразованый разбор прилагательных
Буквы Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных
Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных
Словообразование прилагательных с помощью суффиксов -ск-, -кПравописание суффиксов -ск-, -кСловообразование прилагательных с помощью приставок
Р/р Сочинение - описание помещения (подготовка)
Р/р Сочинение - описание помещения(написание)
Повторим изученное по теме «Имя прилагательное»
Контрольный диктант №3
Анализ контрольного диктанта
Р/Р Описание костюма. Сочинение-описание костюма (подготовка)
Р/Р Описание костюма. Сочинение-описание костюма (написание)
Понятие о числительном как о части речи
Разряды числительных по значению
Склонение количественных числительных
Склонение количественных числительных. Грамматические нормы.
Р/Р Рассказ на основе услышанного. Сочинение (подготовка)
Р/Р Рассказ на основе услышанного. Сочинение (написание)
Собирательные числительные
Собирательные числительные. Грамматические нормы.
Порядковые числительные
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
Наречие
Имя состояния
Порядковые числительные. Грамматические нормы.
Дробные числительные
Дробные числительные. Грамматические нормы.
Повторим изученное по теме «Имя числительное»
Тест по теме «Имя числительное»
Склонение числительных. Нормы.
Повторение по теме "Имя числительное"
Тестовая работа по теме "Имя числительное"
Р/Р Сочинение-описание книги(подготовка)
Р/Р Сочинение-описание книги(написание)
Понятие о наречии. Роль наречий в речи
Степени сравнения наречий
Степени сравнения наречий. Грамматичские нормы
Словообразование наречий
Орфография наречий. Правописание гласных после шипящих на конце наречий.
Орфография наречий. Правописание Н и НН в наречиях на О(Е)
Орфография наречий и прилагательных.
Р/Р Рассуждение. Подготовка к сочинению- рассуждению на грамматическую тему
Орфография наречий. Дефис между частями слова в наречиях
Повторение по теме «Наречие»
Тест по теме «Наречие»
Контрольный диктант №4 по теме «Наречие»
Анализ контрольного диктанта
Р/Р Рассуждение в разных стилях речи. Подробное изложение (подготовка)
Р/Р Рассуждение в разных стилях речи. Подробное изложение (написание)
Имя состояния
Разряды имен состояния по значению
Роль имен состояния в речи. Работа с текстом.
Правописание НЕ с именами состояния
Функциональные омонимы: краткие прилагательные, наречия, имена состояния
РР Составление текстов с именами состояния (подготовка)
Повторим изученное по теме «Имя состояния»
Тестовая работа по теме «Имя состояния»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
Повторение
Р/Р Подробное изложение с элементами сочинения (подготовка)
Р/Р Подробное изложение с элементами сочинения (написание)
Повторим орфографию, пунктуацию, синтаксис
Повторим морфемику, словообразование
Р/р Сочинение-рассуждение(подготовка)
Р/р Сочинение-рассуждение(написание)
Повторим морфологию и орфографию
Итоговый контрольный диктант.
Всероссийская проверочная работа по русскому языку*
Резерв
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
170
Всероссийская проверочная работа по русскому языку* проводится в соответствии с установленным расписанием Приказом Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки, поэтому порядок тем изменится в соответствии с календарной датой проведения
7 класс
Введение
Повторение изученного в 5-6 классах
Морфология и орфография. Причастие.
Тема урока
Русский язык как явление развивающееся
Повторение. Синтаксис . Пункутация. Синтаксичекий разбор.
Повторение. Лесика. Фразеология. Лексические нормы.
Повторение.Морфология. Морфемика.
Орфография.Грамматические
Контрольный
диктант по теменормы.
"Повторение"
Понятие о причастии.Роль причастий в речи.Признаки
прилагательного и глагола у причастия
Склонение причастий
Причастный оборот
Знаки препинания при причастном обороте
Синонимика причастного оборота и придаточного
предложения
РР
Подготовка к сочинению «Люби и охраняй природу»
(доклад,
заметка)
РР
Написание
сочинения «Люби и охраняй природу»
Действительные и страдательные причастия
Образование действительных причастий
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего
времени
Действительные причастия прошедшего времени
РР Описание внешности человека (сравнительная
характеристика)
Образование страдательных причастий
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего
времени
Страдательные причастия прошедшего времени
Краткие страдательные причастия
Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»
Анализ контрольного диктанта
Изобретение, расположение, оформление и исполнение
описательного
текста.Смысловая
цельность
и ситуативная
Н
и НН в суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
уместность
повествования
времени
и отглагольных
прилагательных
Деепричастие
Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени и отглагольных прилагательных (сложные случаи)
РР Выборочное изложение. Описание внешности
литературного героя
РР Обучающее сжатое изложение.
Переход причастий в другие части речи
Морфологический разбор причастий
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (сложные
случаи)
РР Сжатое изложение.
Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего
времени
Повторение
и обобщение
по теме «Причастие»
Контрольный диктант №3 по теме «Причастие»
Анализ контрольного диктанта
Понятие о деепричастии.Роль деепричастий в речи
Признаки глагола и наречия у деепричастия
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном
обороте
Синонимика деепричастных оборотов и придаточных
предложений
Местоимение
Служебные части речи. Предлог
Словообразование деепричастий
НЕ с деепричастиями
Правописание деепричастий несовершенного вида
Правописание деепричастий совершенного вида
Морфологический разбор деепричастий
Повторение и обобщение по теме «Деепричастие»
Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие»
Анализ контрольного диктанта
РР Подготовка к сочинению по картине
РР Написание сочинения по картине
Понятие о местоимении.Роль местоимений в речи
РР Местоимение как одно из средств связи частей текста
Местоимения-существительные
Местоимения-прилагательные.Местоимения-наречия
Разряды местоимений
Личные местоимения. Возвратное местоимение СЕБЯ
Притяжательные местоимения
Вопросительные и относительные местоимения
Отрицательные местоимения
Неопределённые местоимения
Определительные местоимения
Указательные местоимения
Правописание местоимений
Контрольный диктант №5 по теме «Местоимение»
Анализ контрольного диктанта
Понятие о служебных частях речи.Роль служебных частей речи
в предложении и тексте
Понятие о предлоге
Предлоги-антонимы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
Употребление предлогов с падежами.Разряды предлогов по
значению
Союз
Разряды предлогов по происхождению
Производные и непроизводные предлоги
Простые и составные предлоги
Морфологический разбор предлога
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Слитное и раздельное написание производных предлогов
(трудные случаи)
Повторение
и обобщение по теме «Предлог»
Контрольный тест по теме «Предлог»
Анализ теста
Понятие о союзе.Союзы простые и составные
Сочинительные и подчинительные союзы
РР Подготовка к сочинению-рассуждению
РР Написание сочинения - рассуждения
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном
предложении
Функциональные омонимы: ТОЖЕ – ТО ЖЕ, ЧТОБЫ – ЧТО
БЫ,
Частица
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, притомпри том, причем-при чем
Отличие союзов от омонимичных частей речи
Повторение и обобщение по теме «Союз»
Правописание служебных частей речи (тестовая работ)
Систематизация материала по теме "Союз"
Контрольный диктант №6 по теме «Предлог. Союз»
Анализ контрольного диктанта
Понятие о частице
Формообразовательные частицы
Словообразовательные частицы
Разряды частиц по значению
Раздельное и дефисное написание частиц
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
Междометие
Повторение изученного
Морфологический разбор частицы
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
РР Написание рассказа по данному началу (подготовка)
РР Написание рассказа по данному началу (написание)
Различение частицы и приставки НЕ
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ
Контрольный диктант №7 по теме «Частица»
Анализ контрольного диктанта
Понятие о частице
Раздельное и дефисное написание частиц
Морфологический разбор частицы
Отрицательные частицы НЕ и НИ
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
РР Написание рассказа по данному началу (подготовка)
РР Написание рассказа по данному началу (написание)
Различение частицы и приставки НЕ
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ
Повторение и обобщение по теме «Частица»
Контрольный диктант No7 по теме «Частица»
Анализ контрольного диктанта
Понятие о междометии.
Роль междометий в речи
Морфологический разбор междометия
Правописание междометий. Дефис в междометиях
Обобщение по теме «Междометие»
РР "Откуда пошло междометие"
РР Интервью
Повторение.Переход из одной части речи в другую
Повторение.Взаимодействие знаменательных частей речи
Повторение.Синтаксис простого и сложного предложения
Повторение.Синтаксис сложного предложения
Повторение. Контрольный диктант (итоговый) №8
«Повторение изученного
в 7 классе»
Повторение.Анализ
контрольного
диктанта
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
Повторение.РР Аннотация на прочитанную книгу
РР Рецензия на прочитанную книгу
Резерв
Резерв
Резерв
1
1
1
1
1
Всероссийская проверочная работа по русскому языку*
1
136
Всероссийская проверочная работа по русскому языку* проводится в соответствии с установленным расписанием Приказом Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки, поэтому порядок тем изменится в соответствии с календарной датой проведения
8 класс
Введение
Повторение изученного
в 5-7 классах
Синтаксис и
пунктуация
Тема урока
Введение.Основные разделы науки о языке
Богатство и выразительность русского языка. Лексические средства выразительности.
Повторение. Орфография. Правописание корней.
Повторение. Морфология. Орфография.Правописание приставок
Повторение. Морфология.Морфемика. Правописание суффиксов.
Повторение. Нормы русского языка.
Повторение. Орфография. Пунктуация.
РР. Тезисный план. Обучающее сжатое изложение
Контрольный диктант № 1 по теме "Повторение".
РР Дневниковые записи
Повторение. Синтаксис и пунктуация
Повторение. Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.Согласование. Управление. Примыкание.
Способы подчинительной связи. Синонимическая замена.
Основные виды словосочетаний
Основные виды словосочетаний
Цельные словосочетания
РР Контрольное сочинение на лингвистическую тему «Что я знаю о словосочетаниях»
Понятие о предложении. Строение предложений. Виды предложений по цели высказывания и по
эмоциональной окраске. Риторические вопросы
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
Простое предложение
Строение предложений.
Основные виды простого предложения
Порядок слов в предложении. Логическое ударение
Повторим орфоэпию, лексику (словники паронимические и орфоэпические)
РР Что значит талантливый читатель? Сочинение-рассуждение.
Подлежащее и способы его выражения
Подлежащее и способы его выражения
Способы выражения подлежащего.
Способы выражения сказуемого
Сказуемое и его основные типы
Типы сказуемых.
Типы сказуемых
Составное именное сказуемое
Составное глагольное сказуемое
Тире между подлежащим и сказуемым. Повторение изученного в 5 классе.
Тире между подлежащим и сказуемым.
РР Словесное рисование. Тезисный план
Контрольный диктант №2 по теме " Тире в простом предложении".
Грамматическое значение второстепенных членов предложения, их роль в предложении
Определение
Приложение
Дополнение
Основные виды обстоятельств
РР Объяснительная записка
Повторим грамматику. Грамматические и речевые ошибки в сочинениях.
Понятие об односоставных предложениях
РР Портретный очерк
РР Репортаж
Определенно-личные предложения
Неопределенно-личные предложения
Безличные предложения
Безличные предложения. Способы выражения сказуемых в безличных предложениях.
Назывные предложения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
Осложненное
предложение
Обобщение по теме «Односоставные предложения»
Тестовая работа по теме «Односоставные предложения»
Особенности строения полных и неполных предложений
Полные и неполные предложения
Контрольный диктант№3 по теме «Односоставные предложения»
Анализ контрольного диктанта
РР Микротема. Микротекст. Контрольное сжатое изложение
Углубление понятия об однородных членах предложения. Рол однородных членов в речи
Союзы при однородных членах
Союзы при однородных членах. Тестовая работа.
Сочинительные союзы при однородных членах
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом.
Обобщающие слова
Однородные и неоднородные определения
Однородные и неоднородные определения
Неоднородные определения
Неоднородные определения
РР Бессоюзие и многосоюзие. Сочинение на лингвистическую тему.
Обобщение по теме «Предложения с однородными членами»
Повторим орфографию
Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с однородными членами".
Анализ контрольного диктанта
РР Сравнительная характеристика
Сравнительный оборот
Понятие об обособлении
Согласованные и несогласованные определения
Обособление согласованных и несогласованных определений
Обособление согласованных и несогласованных определений. Контрольный тест.
Обособление согласованных и несогласованных определений. Анализ теста.
Приложение
Обособление приложений
РР Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Контрольное сжатое изложение.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Обобщение по теме «Обособление определений и приложений»
Диктант с грамматическим заданием.
РР Разновидность рассуждения – сравнение
РР Сочинение-рассуждение по тексту.
Обособление дополнений
Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий
Обособление обстоятельств
Обосоление обстоятельств. Сложные случаи.
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
РР Рецензия.
Уточняющие члены предложения
Обособление уточняющих членов предложения
Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами предложениями». Контрольная тестовая
Повторим
работа. орфографию. Слитные, раздельные написания
Повторение орфографии
Повторении пунктуации
Повторим орфографию .Слитные, раздельные, дефисные написания
Контрольный диктант №5 по теме «Предложения с обособленными членами»
Анализ контрольного диктанта
РР Рассуждение на литературную тему. Сравнительная характеристика.Контрольное сочинение
Предложения с вводными словами и словосочетаниями.
Предложения с вводными и вставными конструкциями.
Предложения с вводными предложениями.
Вводные компоненты
Вводные компоненты
Вводные компоненты
Предложения с обращениями
Понятие об обращении
Предложения с обращениями. Контрольный тест.
Обобщение по теме «Предложения с вводными и вставными словами, словосочетаниями и
предложениями, обращениями»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Анализ контрольного теста и диктанта
Сочинительные союзы при однородных членах предложения
1
1
35
Слова-предложения.
Повторение.
Особенности слов-предложений. Знаки препинания.
Принципы русского правописания. Принципы орфографии
Принципы пунктуации. Авторские знаки
Принципы русской пунктуации
Слова-предложения
Принципы русской орфографии
Обобщение темы: Слова-предложения
Итоговый контрольный диктант №6.
Повторение раздела: "Синтаксис и пунктуация простого предложения"
Повторение раздела: "Синтаксис и пунктуация простого предложения"
Анализ диктанта.
Повторение раздела: "Синтаксис и пунктуация простого предложения"
Обобщение изученного
Обобщение изученного
Обобщение изученного
Резерв
Резерв
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
136
Всероссийская проверочная работа по русскому языку*
Всероссийская проверочная работа по русскому языку* проводится в соответствии с установленным расписанием Приказом Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки, поэтому порядок тем изменится в соответствии с календарной датой проведения
9 класс
Тема урока
Повторение
изученного в
5-8 классах
Введение. Богатство, образность, точность русского языка
Повторение. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание
Синтаксис простого предложения
Типы односоставных предложений
Пунктуация в простом предложении.Обособленные члены предложения
Обособленные члены предложения.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
36
Сложное
предложение
Однородные члены предложения
Контрольный диктант по теме «Повторение»
Анализ диктанта.
Тестовая работа по теме «Повторение»
Стили речи. Деловое письмо
Текст. Средства связи предложений в тексте.
Контрольное сжатое изложение (подготовка)
Написание сжатого изложения
Сочинение на лингвистическую тему(обучающее) подготовка
Сочинение на лингвистическую тему(обучающее) написание
Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Их синонимика.Основные синтаксические нормы
современного русского литературного языка
Строение сложносочиненных предложений
Союзы и их значения ССП
Знаки препинания в ССП
ССП с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Знаки препинания в ССП
Повторим орфографию.Орфографический анализ слова анализ предложения.Соблюдение основных
орфографических норм
Контрольное сжатое изложение (подготовка)
Контрольное сжатое изложение (написание)
Тестовая работа по теме «ССП»
Строение сложноподчиненного предложения.
Подчинительные союзы и союзные слова
Роль указательных слов в СПП
Особенности присоединения придаточных предложений к главному
Контрольное сочинение – рассуждение на лингвистическую тему
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему(написание)
СПП с несколькими придаточными
СПП с несколькими придаточными. Графический диктант
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
37
Виды придаточных предложений. Подлежащные и сказуемные
Виды придаточных предложений Придаточные определительные.
Виды придаточных предложений Придаточные определительные
Виды придаточных предложений. Придаточные дополнительные
Придаточные обстоятельственные
Придаточные обстоятельственные. Виды придаточных предложений.
Синонимика простых предложений и СПП.
Многозначные придаточные
Обобщение по теме «СПП». Тестовая работа.
Повторим орфографию.Орфографический анализ слова анализ предложения.
Нормы русского языка. Грамматические и речевые ошибки.
Контрольный диктант по теме « ССП и СПП»
Анализ диктанта.
Контрольное сочинение-рассуждение по тексту (подготовка )
Сочинение – рассуждение по тексту (написание)
Понятие о бессоюзном сложном предложении
Значения БСП
Запятая и точка с запятой в БСП
Точка с запятой в БСП
Тире в БСП
Тире в БСП. Другие случи постановки тире.
Двоеточие в БСП
Двоеточие в БСП. Сложные случаи.
Контрольное сжатое изложение (подготовка)
Сжатое изложение (написание)
Анализ речевых и грамматических ошибок
Тестовая работа.Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка
Путевой очерк
Знаки препинания в БСП
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
38
Способы
передачи
чужой речи
Повторим орфограммы в корне.Орфографический анализ слова анализ предложения.
Повторим орфограммы в суффиксах и приставках.Орфографический анализ слова анализ предложения.
Обобщение по теме «БСП»
Контрольный диктант №3 по теме «БСП»
Анализ диктанта
Контрольное сочинение - рассуждение по тексту (подготовка)
Сочинение - рассуждение по тексту (написание)
Сложные многокомпонентные предложения.Предложения с разными видами связи
Период.
Контрольное сочинение – рассуждение подготовка
Сочинение – рассуждение написание
Знаки препинания в СП с разными видами связи
Тестовая работа.Одиночные и парные знаки препинания.
Синонимика союзных и бессоюзных предложений
Урок-зачет по теме «Сложное предложение»
Научное сообщение
Текст. Средства связи в тексте.
Контрольное сжатое изложение (подготовка)
Сжатое изложение (написание)
Обобщение по теме « СП».Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Способы передачи чужой речи
Знаки препинания при прямой речи
Знаки препинания при прямой речи. Авторский знак.
Предложения с косвенной речью.Несобственно-прямая речь
Контрольное сжатое изложение (подготовка)
Сжатое изложение (написание)
Цитаты и способы цитирования
Способы цитирования в сочинении. Практикум.Обобщение по теме «Способы передачи чужой речи»
1
1
1
1
1
1
1
1
39
Повторение
Тестовая работа.Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.Систематизация и
повторение изученного в 5-9 классах
Итоговый контрольный диктант №4
Повторение.Анализ диктанта Нормы современного русского языка
Повторение. Морфемика. Морфология. Орфография.
Повторение.Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка Синтаксис и
пункутация.
Повторение.Контрольное сжатое изложение (подготовка)
Повторение. Контрольное сжатое изложение (написание)
резерв
1
1
1
1
1
1
1
4
102
40