Приложение № 5
к «Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ гимназии № 39 «Французская гимназия»
приказ № 123 от 10 августа 2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по родной литературе (русская)
г. Екатеринбург
1. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета « Родная литература (русская)».
1.1.Планируемые личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
1.2.Планируемые метапредметные результаты
2
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
1.3.Планируемые предметные результаты
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
3
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,
специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
2. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей
страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и
творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве
школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической
памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие
школьнику осмыслить ее непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.
Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая
4
направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурноисторические традиции.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет родная литература на русском языке. Курс данного предмета в школе основывается на принципах
связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, русских традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
литературного языка.
Главная цель изучения родной литературы на русском языке в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству
русской народной, классической и современной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных
произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко - культурными фактами, необходимыми для
понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст
становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной литературы в школе. Чтобы чтение стало
интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся,
научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении; в книге. Понимать
прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени
эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественноэстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и
анализу художественного произведения.
Курс «Родная литература (русская)» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений,
решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи:
Средства художественной изобразительности
Литературный язык и стиль художественной литературы. Значение средств художественной изобразительности.
Значение средств лексики. Изобразительные и выразительные возможности языка
Семантика средств синтаксиса
Словесные средства выражения комического
Языковые средства создания комического эффекта.
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения
Своеобразие языка эпического произведения. Разновидности авторского повествования. Языковые средства изображения жизни и
выражения точки зрения автора в лирическом произведении. Языковые средства изображения жизни и выражения точки в зрения автора
драматическом произведении. Жанры лиро-эпических произведений.
Взаимовлияние произведений словесности
Воздействие Библии на русскую литературу. Влияние народной словесности на литературу Эпиграф. Цитата.
5
3.Тематическое планирование для 8 класса
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование тем
Древнерусская литература. «Домострой» - памятник нравоучительной литературы.
Жизнь по Домострою. Уроки Домостроя (анализ глав)
Святочный рассказ в русской литературе XIX века. Н.С. Лесков рассказ «Жемчужное ожерелье»
Сила добра в святочном рассказе. А. П. Чехов рассказ «На святках», В. И. Даль «Авсень»
Тема добра и зла в русской литературе. Поэтика рассказа К. Воробьев «Немец в валенках»
Сочинение - рассуждение по теме «Добро и зло».
Тема влияния искусства на человека в русской литературе. Трагедия А. С. Пушкина. «Моцарт и
Сальери» - «маленькая трагедия» о тайнах творчества и личности творца.
«Гений и злодейство - две вещи несовместны…». Жизненные уроки трагедии.
Тема влияния искусства на человека в русской литературе. Основная идея рассказа А. П. Чехова
«Скрипка Ротшильда»
Художественная деталь в рассказе А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»
Сочинение-рассуждение по теме «Какова сила влияния искусства на человека»
Тема милосердия в русской литературе. Поэтика рассказа Е. Носова «Белый гусь»
Тема милосердия в русской литературе. Рассказ М. Пришвин «Голубая стрекоза»
Тема милосердия в рассказе Д. Н, Мамина –Сибиряка «Малиновые горы»
Сочинение – рассуждение о милосердии.
Публицистика. Уроки жизни. По книге Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» (письмо 2, 12)
Публицистика. Уроки жизни. По книге Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (письмо 19, 22)
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6