МАОУ гимназия № 39 «Французская гимназия»
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
1-4 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
является приложением к Адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант
5.1), разработанной МАОУ гимназией № 39 «Французская гимназия» в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2023 №371-ФЗ);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 569
от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1598 (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ);
- Приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России
6 февраля 2023 г. № 72264);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115;
- Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.09.2022 №858;
- Приказом Минпросвещения России от 21.07.2023 № 556 «О внесении изменений в
приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от
21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
установления предельного срока использования исключенных учебников»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822);
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.368521);
- Уставом МАОУ гимназии № 39 «Французская гимназия».
Приоритетной целью изучения учебного предмета «Литературное чтение»
является становление грамотного читателя, мотивированного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития,
осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Основными задачами уроков литературного чтения являются:
формирование
у
обучающихся
положительной
мотивации
к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений
устного народного творчества;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня общего
речевого развития:
- осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
- первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
- овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в
соответствии с представленными предметными результатами по классам;
- овладение техникой смыслового чтения вслух, обеспечивающей понимание и
использование информации для решения учебных задач.
Освоение программы по литературному чтению в 1 классе начинается вводным
интегрированным учебным курсом «Обучение грамоте» (рекомендуется 180 часов:
русского языка 100 часов и литературного чтения 80 часов). Содержание
литературного чтения, реализуемого в период обучения грамоте, представлено в
программе по русскому языку. После периода обучения грамоте начинается
раздельное изучение русского языка и литературного чтения. На литературное
чтение в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель (40 часов), для изучения
литературного чтения во 2-4 классах рекомендуется отводить по 136 часов (4 часа в
неделю в каждом классе).
Рабочая программа включает следующие разделы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование, включающее темы (разделы), количество часов,
отводимых на освоение каждой темы.