МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №39 "Французская гимназия"
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
МАОУ гимназия №39
«Французская гимназия»
Протокол №1 от 27.08.2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом №183-од от 29.08.2025 г.
И.о. директора МАОУ гимназия №39
«Французская гимназия»
______________ Н.А. Осипенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6923894)
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 5 классов
Екатеринбург, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей
истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства,
она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной
стороны, высокий уровень обобщенности, с другой – глубокая степень
психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает
уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми,
окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие
важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция,
сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет
музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода,
позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и
мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие
века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное
воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности.
Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного
кода, сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков,
передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком –
подсознательном – уровне.
Музыка – временно́е искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в
развитие комплекса психических качеств личности является способность
музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинноследственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный
опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию
личности. Музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в
эстетическое и нравственное развитие обучающегося, формирование всей
системы ценностей.
Изучение музыки необходимо для полноценного образования и
воспитания обучающегося, развития его психики, эмоциональной и
интеллектуальной сфер, творческого потенциала.
Основная цель реализации программы по музыке – воспитание
музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.
Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является
личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического
комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание,
интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через
творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства,
осознание значения музыкального искусства как универсальной формы
невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов,
эффективного способа авто-коммуникации;
формирование творческих способностей ребенка, развитие внутренней
мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Задачи обучения музыке на уровне основного общего образования:
приобщение к традиционным российским ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;
осознание социальной функции музыки, стремление понять
закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного
проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее
воздействия на человека;
формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства, воспитание уважительного отношения к системе культурных
ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и развития
культурного многообразия;
формирование целостного представления о комплексе выразительных
средств музыкального искусства, освоение ключевых элементов
музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей;
расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и
музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших
образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира,
ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре;
развитие общих и специальных музыкальных способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности
в связи с прослушанным музыкальным произведением);
исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на
доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности
на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,
композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых
программных продуктов);
музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка,
танец, двигательное моделирование);
творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа
построения учебного материала и допускает вариативный подход к
очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания. При этом 4 модуля из 9 предложенных
рассматриваются как инвариантные, остальные 5 – как вариативные,
реализация которых может осуществляться по выбору учителя с учетом
этнокультурных традиций региона, индивидуальных особенностей,
потребностей и возможностей обучающихся, их творческих способностей.
Содержание учебного предмета структурно представлено девятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой начального общего образования и
непрерывность изучения учебного предмета:
инвариантные модули:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Русская классическая музыка»;
модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
вариативные модули:
модуль № 5 «Музыка народов мира»;
модуль № 6 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 7 «Духовная музыка»;
модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»;
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Виды
деятельности, которые может использовать в том числе (но не
исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы,
обозначены «вариативно».
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, – 136
часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
Изучение
музыки
предполагает
активную
социокультурную
деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих
проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
учебными предметами, как изобразительное искусство, литература,
география, история, обществознание, иностранный язык.
На основании части 6.2 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012
№273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об образовании в Российской
Федерации», с учетом мнения участников образовательных отношений и
традиций МАОУ гимназия №39 «Французская гимназия» организация,
осуществляющая
образовательную
деятельность
по
имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам основного
общего, среднего общего образования, при разработке соответствующей
общеобразовательной программы вправе предусмотреть перераспределение
предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение
учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая
аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на
организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и
профильное обучение.
Исходя из вышесказанного, МАОУ гимназия №39 «Французская
гимназия» перераспределила часы, отводимые на изучение учебного
предмета «Музыка» в 6, 7, 8 классах на изучение учебного предмета
«Иностранный язык (французский)» на углублённом уровне и «Второй
иностранный язык (английский)».
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Инвариантные модули
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Фольклор – народное творчество.
Содержание: Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры
детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и
видеозаписи;
определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского
состава
(вокального,
инструментального,
смешанного);
жанра, основного настроения, характера музыки;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных
наигрышей, фольклорных игр.
Календарный фольклор.
Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности
(осенние, зимние, весенние – на выбор учителя).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о
соответствующих фольклорных традициях;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента;
участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка.
Семейный фольклор.
Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека:
свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла;
изучение особенностей их исполнения и звучания;
определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики
традиционных образов;
разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по
выбору учителя);
вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента;
исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора».
Наш край сегодня.
Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн
республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители,
деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Виды деятельности обучающихся:
разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных
композиторов;
знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров
культуры и искусства;
вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев,
концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии;
исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной
культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим
коллективам);
творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных
мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма),
направленныена сохранение и продолжение музыкальных традиций своего
края.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Россия – наш общий дом.
Содержание: Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов
нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов (при
изучении данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее
трех региональных традиций. Одна из которых – музыка ближайших соседей
(например, для обучающихся Нижегородской области – чувашский или
марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края – музыка
Адыгеи). Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более
удаленных географически, а также по принципу контраста мелодикоритмических особенностей. Для обучающихся республик Российской
Федерации среди культурных традиций обязательно должна быть
представлена русская народная музыка).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далеких
регионов в аудио- и видеозаписи;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных
наигрышей, фольклорных игр разных народов России;
определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского
состава
(вокального,
инструментального,
смешанного);
жанра, характера музыки.
Фольклорные жанры.
Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика,
эпос, танец.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио-и
видеозаписи;
аутентичная манера исполнения;
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной
музыки разных народов;
выявление общего и особенного при сравнении танцевальных,
лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов
России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний;
двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере
изученных народных танцев и песен;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные музыке разных
народов России; музыкальный фестиваль «Народы России».
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов.
Содержание: Народные истоки композиторского творчества: обработки
фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных
образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство
композиторского и народного творчества на интонационном уровне.
Виды деятельности обучающихся:
сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в
композиторской обработке;
разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке;
знакомство с 2–3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония,
концерт, квартет, вариации), в которых использованы подлинные народные
мелодии;
наблюдение за принципами композиторской обработки, развития
фольклорного тематического материала;
вариативно: исследовательские, творческие проекты, раскрывающие
тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов
(на примере выбранной региональной традиции);
посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи),
посвященного данной теме;
обсуждение в классе и (или) письменная рецензия по результатам
просмотра.
На рубежах культур.
Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с примерами смешения культурных традиций в
пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая
гармошка), выявление причинно-следственных связей такого смешения;
изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этноисполнителей, исследователей традиционного фольклора;
вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение
(участие) в фестивале традиционной культуры.
Модуль № 3 «Русская классическая музыка»
(изучение тематических блоков данного модуля целесообразно
соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное
музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к
творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие
круга национальных сюжетов, образов, интонаций).
Образы родной земли.
Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные
инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы,
народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки,
С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки
русских композиторов, полученного на уровне начального общего
образования;
выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости
русскому фольклору;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочиненного русским композитором-классиком;
музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных
произведений;
вариативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных
произведений; посещение концерта классической музыки, в программу
которого входят произведения русских композиторов.
Золотой век русской культуры.
Содержание: Светская музыка российского дворянства XIX века:
музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Особенности
отечественной музыкальной культуры XIX в. (на примере творчества М.И.
Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ
художественного содержания, выразительных средств;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения
лирического характера, сочиненного русским композитором-классиком;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений;
вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач,
посвященных русской культуре XIX века;
создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной
музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX
века; реконструкция костюмированного бала, музыкального салона.
История страны и народа в музыке русских композиторов.
Содержание: Образы народных героев, тема служения Отечеству в
крупных театральных и симфонических произведениях русских
композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А.РимскогоКорсакова,
А.П.Бородина,
М.П.Мусоргского,
С.С.Прокофьева,
Г.В.Свиридова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ
художественного содержания и способов выражения патриотической идеи,
гражданского пафоса;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения
патриотического содержания, сочиненного русским композиторомклассиком;
исполнение Гимна Российской Федерации;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений;
вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач,
посвященных творчеству композиторов – членов русского музыкального
общества «Могучая кучка»; просмотр видеозаписи оперы одного из русских
композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на
музыкальных сочинениях русских композиторов.
Русский балет.
Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов
(П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин),
балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской балетной музыки;
поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях
российских балетных трупп за рубежом;
посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи);
характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории
создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков,
балетмейстеров;
съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра,
мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты).
Русская исполнительская школа.
Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей
(А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и
другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном
городе. Конкурс имени П.И. Чайковского.
Виды деятельности обучающихся:
слушание одних и тех же произведений в исполнении разных
музыкантов, оценка особенностей интерпретации;
создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений;
дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям
известных отечественных исполнителей классической музыки.
Русская музыка – взгляд в будущее.
Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс,
синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г.
Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века,
эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и
средств музыкального искусства;
слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении
технических средств в создании современной музыки;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные развитию
музыкальной электроники в России;
импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств,
программных продуктов и электронных гаджетов.
Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
Камерная музыка.
Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс,
вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс).
Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма.
Виды деятельности обучающихся:
слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежныхи
русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика
музыкального образа;
определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной
наглядной схемы;
разучивание
и
исполнение
произведений
вокальных
и
инструментальных жанров;
вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с
соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс –
трехдольный метр);
индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме;
выражение музыкального образа камерной миниатюры через устныйили
письменный текст, рисунок, пластический этюд.
Циклические формы и жанры.
Содержание: Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).
Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма,
контраст основных тем, разработочный принцип развития.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного
художественного замысла цикла;
разучивание и исполнение небольшого вокального цикла;
знакомство со строением сонатной формы;
определение на слух основных партий-тем в одной из классических
сонат;
вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального);
предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в
них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты);
последующее составление рецензии на концерт.
Симфоническая музыка.
Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина).
Симфония.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами симфонической музыки: программной
увертюры, классической 4-частной симфонии;
освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация,
пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания
музыкального повествования;
образно-тематический конспект;
исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое
моделирование,
инструментальное
музицирование)
фрагментов
симфонической музыки;
слушание целиком не менее одного симфонического произведения;
вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального)
симфонической музыки;
предварительное изучение информации о произведениях концерта
(сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать
аплодисменты);
последующее составление рецензии на концерт.
Театральные жанры.
Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального
спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные
номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета.
Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов;
разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы,
слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и
профессионального исполнений;
музыкальная викторина на материале изученных фрагментов
музыкальных спектаклей;
различение, определение на слух:
тембров голосов оперных певцов;
оркестровых групп, тембров инструментов;
типа номера (соло, дуэт, хор);
вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе
виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном
спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие
музыкальные номера);
последующее составление рецензии на спектакль.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки на уровне основного общего образования
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в
части:
1) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми
многоконфессиональном обществе;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение
музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран
мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России;
знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую
музыкальную культуру;
интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;
стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны,
своего края.
2) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших
произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в
своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,
отраженными в них;
активное
участие
в
музыкально-культурной
жизни
семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в
том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей,
концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни
праздничных мероприятий.
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи
духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики;
готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи
и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и
учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей,
конкурсов.
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть
прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к
природе, людям, самому себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание
важности
музыкального
искусства
как
средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной
средой;
овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла;
овладение основными способами исследовательской деятельностина
звуковом
материале
самой
музыки,
а
также
на
материале
искусствоведческой, исторической, публицистической информации о
различных явлениях музыкального искусства, использование доступного
объёма специальной терминологии.
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и
опыт восприятия произведений искусства;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в
процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные интонационные средства для
выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного
общения;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
7) трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8) экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
нравственно-эстетическое отношение к природе,
участие в экологических проектах через различные формы
музыкального творчества
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни,
включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и
творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых,
так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества,
овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов
искусства;
воспитание чувства нового, способность ставить и решать
нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на
перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и
эмоциональный
опыт,
опыт
и
навыки
управления
своими
психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать
существенные
признаки
для
классификации
музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и
обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов
музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков
произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей
музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в
комплексе выразительных средств, используемых при создании
музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного
музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам
проведенного слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие
между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия,
исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных,
в том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц,
сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных
объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными
записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации,
музыкальных произведений;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах,
текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом
поставленных целей;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация) в
зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных учебных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том
числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности –
музыкального мышления.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания,
понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального
произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к
исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной
речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном
общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможностив
ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика,
жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации,
адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
2) вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с
музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества,
соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;
понимать
ценность
такого
социально-психологического
опыта,
экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповойи
индивидуальной
музыкальной
деятельности,
выбирать
наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных
задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (не достижения) результатов
деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретенному опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного
управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе
стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации),
концентрации внимания.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других
людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения
своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкальноопосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций;
понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя
коммуникативно-интонационную ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
характеризуют
сформированность
у
обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к
музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с
музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении
музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
музыке:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества,
могут рассуждать на эту тему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление;
знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,
испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной
музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной
культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других,
стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим
поколениям музыкальной культуры своего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления,
формирующего общественные вкусы и настроения, включенного в развитие
политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития
общества.
К концу изучения модуля № 1 «Музыка моего края» обучающийся
научится:
отличать и ценить музыкальные традиции своей республики, края,
народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных
музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения
композиторов своей малой родины.
К концу изучения модуля № 2 «Народное музыкальное творчество
России» обучающийся научится:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому
музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа, республик
Поволжья, Сибири (не менее трех региональных фольклорных традиций на
выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных
инструментовк группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального
творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей
культуры страны.
К концу изучения модуля № 3 «Русская классическая музыка»
обучающийся научится:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения
русских композиторов;
характеризовать
творчество
не
менее
двух
отечественных
композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных
сочинений.
К концу изучения модуля № 4 «Жанры музыкального искусства»
обучающийся научится:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерныеи
симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности,
приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичныхдля
данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты)
вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка моего края
1.1
Фольклор – народное творчество
Итого по разделу
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
2
Раздел 2. Народное музыкальное творчество России
2.1
Россия – наш общий дом
2
2.2
Фольклор в творчестве
профессиональных композиторов
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
3
Раздел 3. Русская классическая музыка
3.1
Образы родной земли
2
3.2
Золотой век русской культуры
2
3.3
История страны и народа в музыке
русских композиторов
3
Итого по разделу
7
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Раздел 4. Жанры музыкального искусства
4.1
Камерная музыка
2
4.2
Симфоническая музыка
1
4.3
Циклические формы и жанры
2
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
5
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка народов мира
1.1
Музыкальный фольклор народов Европы
3
1.2
Музыкальный фольклор народов Азии и
Африки
2
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
5
Раздел 2. Европейская классическая музыка
2.1
Национальные истоки классической
музыки
3
2.2
Музыка-зеркало эпохи
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
4
Раздел 3. Духовная музыка
3.1
Храмовый синтез искусств
Итого по разделу
2
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления
4.1
Мюзикл
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
1
Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства
5.1
Музыка и литература
1
5.2
Музыка и театр
1
5.3
Музыка кино и телевидения
2
5.4
Музыка и изобразительное искусство
1
Итого по разделу
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
0
0