Рабочая программа воспитания НОО

Приложение №
к «Основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ гимназии №39 «Французская
гимназия»
приказ No от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Екатеринбург, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка .......................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ........................................................................................... 5
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ....................................................... 6
1.2 Направления воспитания ................................................................................. 7
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................ 9
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ...................................................................... 11
2.1 Уклад общеобразовательной организации................................................... 11
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ....................... 13
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ .................................................................. 35
3.1 Кадровое обеспечение .................................................................................... 35
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ...................................................... 36
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ..................................................................... 37
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ..................................................................... 40
3.5 Анализ воспитательного процесса ................................................................ 42
Примерный календарный план воспитательной работы .... Ошибка! Закладка
не определена.

2

Пояснительная записка
Программа воспитания МАОУ гимназия №39 «Французская гимназия»
г. Екатеринбурга разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана
мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных
образовательных

стандартов

(далее

—

ФГОС)

начального

общего

образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286),
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки
России от 17.05.2012 № 413).
Программа

основывается

на

единстве

и

преемственности

образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с
примерными

рабочими

программами

воспитания

для

организаций

дошкольного и среднего профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и
организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и
утверждается

с

участием

коллегиальных

органов

управления

общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся,
советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве
урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и
другими

участниками

образовательных

отношений,

социальными

институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
3

историческое

просвещение,

формирование

российской

культурной

и

гражданской идентичности обучающихся.
Программа

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

организационный.
К

программе

воспитания

прилагается

календарный

план

воспитательной работы текущего учебного года на каждую ступень
образования.

4

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие

работники

МАОУ

гимназия

№39

«Французская

гимназия»,

обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных
организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в
соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными
актами

общеобразовательной

представители)

организации.

несовершеннолетних

преимущественное

право

на

воспитание

Родители
обучающихся

своих

детей.

(законные
имеют
Содержание

воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся.
обучающихся

Вариативный
включает

компонент

содержания

духовно-нравственные

ценности

воспитания
культуры,

традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МАОУ гимназия №39 «Французская
гимназия» планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

5

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный,
принимающий

творческий,

судьбу

компетентный

Отечества

как

свою

гражданин
личную,

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся
в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства,

формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи

воспитания

обучающихся

в

МАОУ

гимназия

№39

«Французская гимназия»:


усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей,

традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);


формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,

ценностям, традициям (их освоение, принятие);


приобретение

соответствующего

этим

нормам,

ценностям,

традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний;


достижение

личностных

результатов

общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
6

освоения

Личностные

результаты

общеобразовательных

освоения

программ

включают

обучающимися

осознание

российской

гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности
и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности
и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МАОУ гимназия №39 «Французская
гимназия» планируется и осуществляется на основе аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей

и

взрослых,

следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Рабочая программа воспитания МАОУ гимназия №39 «Французская
гимназия» реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
 гражданское
гражданской

воспитание

идентичности,

—

формирование

принадлежности

к

российской

общности

граждан

Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
7

сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное

воспитание

—воспитание

на

основе

духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов

России,

формирование

традиционных

российских

семейных

ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в

продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое

воспитание

—

формирование

экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
 ценности научного познания

— воспитание стремления к

познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.

8

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
9

здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы,
о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта
в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

10

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Историческая справка: МАОУ гимназия №39 «Французская гимназия»
была основана в 1939 году, как женская гимназия. С 1952 года в школе
прошло разделение по составу, появились классы для совместного обучения
мальчиков и девочек, преподавались иностранные языки. С 1962 года
утверждена программа углубленного изучения французского языка, в этом
же году был организован уникальный франкофонный театр. В 1963 году
школа становится французской специализированной. В восьмидесятых
налаживаются первые контакты с Францией. Учителя и ученики выезжают
во французский город Бордо, а школа принимает французские делегации
учителей и учащихся. В 1995 году школа получила статус гимназии. Было
организовано

билингвальное

отделение,

в

1998

году

разработан

международный проект, который и работает по настоящее время. Гимназия
строилась. Улучшались материально-технические условия, переезжая из
одного здания в другое. На данный момент образовательная деятельность
осуществляется в 2-х зданиях: в 2017 году было введено в эксплуатацию
вновь построенное здание гимназии по адресу: ул. Союзная, 26, а в 2018 году
гимназии было передано здание по адресу: ул. Циолковского, 70, в которое
были переведены 1-е классы. Оба здания имеют материально-техническое
оснащение соответствующее требованиям ФГОС.
В

гимназии

осуществляются

образовательные

программы,

обеспечивающие дополнительную углубленную подготовку по иностранным
языкам и русскому языку.
Расположение гимназии: гимназия находится в центральной части
города Екатеринбурга, рядом со станцией метро Чкаловская, Южным
автовокзалом, что обеспечивает высокую транспортную мобильность. В
связи с этим расширяются возможности посещения экскурсионных и

11

социальных объектов города в рамках не только внеклассных мероприятий,
но и одного урока.
Социальные партнеры:


по международному проекту учебные заведения Франции: Лицей

«Блез Паскаль» (г.Клермон-Феран), Лицей «Пьер и Мари Вирложе»
(г.Рийом), Колледж «Сент Жозеф» (г.Вуарон)


Центр французского языка и культуры «Альянс Франсез» г.

Екатеринбурга


ГАУЗ СО «Городской центр медицинской профилактики»



ГАУК

СО

«Свердловская

государственная

академическая

филармония»


МП «Россия – моя история» г.Екатеринбург



ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический

университет»
В шаговой доступности от школы находятся Институт экологии
растений и животных, Ботанический сад, здание Центробанка, детский театр
балета «Щелкунчик».
Основной
образовательный
подпроекты

проект
проект

различной

воспитательной
«Гимназия

-

направленности

работы:

город

успеха»,

(направления

комплексный
включающий
воспитательной

работы):
«Традиции гимназии» - ключевые общешкольные дела, принципы
организации которых следующие: коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов; - конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность; - доброжелательные и
товарищеские взаимоотношения.
«Гимназический

языковой

портфель»

-

углубленное

изучение

иностранного языка, билингвальное отделение, международный проект .
12

«Социально-экономическое

и

культурно-историческое

наследие

Среднего Урала и регионов Франции», включающий школьный обмен.
«Российская сеть школ здоровья» – сохранение здоровья детей
школьного

возраста,

пропаганда

здорового

образа

жизни,

создание

здоровьесберегающей образовательной среды.
«Правильное питание - залог успешного образования» – пропаганда
здорового
оформление

питания,

формирование

пространства

культуры

обеденного

зала,

питания,

эстетическое

повышение

показателей

удовлетворенности школьным питанием обучающихся и их родителей.
«Театральный диалог» - развитие театрального искусства в рамках
уникального франкофонного театра гимназии, сотрудничество и участие в
фестивальном движении международного уровня.
«Филармонические уроки» - воспитание искусством, совместно со
Свердловской филармонией.
«Медиа центр гимназии 39» – развитие школьных СМИ
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Урочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает:
 максимальное

использование

содержания

учебных

предметов

российских

традиционных

для

воспитательных
формирования

духовно-нравственных

и

возможностей
у

обучающихся

социокультурных

ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов,

модулей

тематики

в

соответствии
13

с

календарным

планом

воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному

аспекту

изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение

интерактивных

форм

учебной

работы

—

интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного

диалога;

групповой

работы,

которая

учит

строить

отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения

со

сверстниками

общеобразовательной

и

педагогами,

организации,

соответствующие

установление

и

укладу

поддержку

доброжелательной атмосферы;
 организацию

шефства

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными

потребностями,

дающего

обучающимся

социально

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование

и

поддержку

исследовательской

деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
С этой целью в гимназии реализуются проекты:


всероссийский проект «Российская сеть школ здоровья»;



всероссийский интернет-проект «Открытые уроки»;
14



проект «Науки без скуки»;



освоение ступени среднего образования по индивидуальным
учебным планам;



международный проект «Социально-экономическое и культурноисторическое наследие

Среднего Урала и регионов Франции»,

включающий школьный обмен с посещением уроков делегациями.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях

обеспечения

индивидуальных

потребностей

осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:
Курсы внеурочной деятельности:
 Уроки здоровья
 Релакс студия
 Step аэробика kids
 Большой теннис
 Баскетбол
 Йога
 Каратэ
 Настольный теннис
 Духовнонравственное
 Разговор о важном
 Все цвета, кроме черного!
 Безопасность на дорогах
 Пожарная безопасность
 Мастерская общения
 ЮИД
 Финансовая грамотность
 Основы проектной деятельности
15

обучающихся

 Подготовка к получению DELF
 Занимательная грамматика французского языка 2-4 класс
 Умники и умницы/Логика
 3D- моделирование
 English club
 Робототехника
 Театральные игры
 Изостудия
 Студия танца
 Бальные танцы
 Уроки вокала
 Музыкальная студия
Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь,
на решение задач воспитания и социализации обучающихся, может
предусматривать:
 планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

1 сентября
Урок, посвященный Дню гражданской обороны РФ
4 ноября. День народного единства
8 декабря. День рождения гимназии
Урок, посвященный году в России (мире)
Урок мужества, посвященный Дню защитника Отечества
Всероссийский урок «ОБЖ»
Гагаринский урок «Космос — это мы»
Урок мужества в рамках декады Победы

Профилактические

классные

часы:

реализация

профилактики «Все цвета, кроме черного», 1 час в месяц
16

программы

Классные

часы

по

безопасности:

реализация

программы

по

профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению
правил дорожного движения учащимися «Безопасность на дорогах», 1 час в
месяц
 инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в мероприятиях плана воспитательной работы оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
 командообразование (1 час в месяц) через: игры и тренинги на
сплочение; походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями;

классные

КТД

и

праздники,

включающие

в

себя

подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки и розыгрыши, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной
организации;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а
также (при необходимости) со школьным психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
проблем

(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем,
17

коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и
вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио,

в

которых

они

фиксируют

свои

учебные,

творческие,

спортивные, личностные достижения;
 регулярные
направленные

на

консультации
формирование

с

учителями-предметниками,

единства

требований

по

вопросам

воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов
между учителями и обучающимися;
 организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
 создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся

к

организации

и

проведению

воспитательных

дел,

мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
 реализация федерального проекта «Разговоры о важном».
Основные школьные дела
Основой плана воспитательной работы гимназии, в мероприятиях
которого

принимает

участие

комплексный

образовательный

включающий

подпроекты

большая
проект

различной

часть

гимназистов

«Гимназия

-

направленности

город

является
успеха»,

(направления

воспитательной работы):
«Традиции гимназии» - ключевые общешкольные дела, принципы
организации которых следующие:
18

- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
- конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность;
- доброжелательные и товарищеские взаимоотношения.
День туризма.
Первая суббота учебного года – день туризма, день, когда дети и
родители могут пообщаться после летних каникул в атмосфере похода,
туристической прогулки. Желательно, чтобы во время проведения похода,
дети могли попробовать установить палатку, приготовить обед на костре
(хотя бы вскипятить чай). Это позволяет позитивно настроить коллектив
родителей и детей на совместные мероприятия, дает толчок к планированию
мероприятий на предстоящий год, сплотить коллектив.
Спартакиада гимназии «Золотая осень»/Калейдоскоп спортивных игр.
3-я неделя сентября. В спартакиаде участвуют с 1-го по 8-ой класс.
Организаторы игр – старшеклассники 9-11кл.
Календарь народных праздников: Покровская ярмарка. 14-15 октября.
Выставка творческих работ, знакомство с ремеслами, фольклором,
традициями русских ярмарочных гуляний. Организация шефской работы по
средствам проведения мастерских в подшефных классах.
Месяц науки/День рождения гимназии
15 ноября – 8 декабря. Предметные недели. Научно-познавательный
квест.

Музейные

уроки.

Праздник

«Посвящение

в

гимназисты»

-

традиционный торжественный ритуал для первоклассников.
Французское рождество (рождественская неделя).
Ученическая конференция «Наследие Среднего Урала» по реализации
экскурсионной программы международного проекта.
23-24 марта. Обмен мнениями по экскурсионной программе классов за
прошедший год
«Гимназический

языковой

портфель»
19

-

углубленное

изучение

иностранного языка, билингвальное отделение, международный проект
«Социально-экономическое и культурно-историческое наследие Среднего
Урала и регионов Франции», включающий школьный обмен делегациями
«Российская сеть школ здоровья» – сохранение здоровья детей
школьного

возраста,

здоровьесберегающей

пропаганда

здорового

образовательной

образа

среды,

жизни,

включающий

создание
в

себя

отдельным направлением пропаганду здорового питания, формирование
культуры питания, эстетическое оформление пространства обеденного зала,
повышение

показателей

удовлетворенности

школьным

питанием

обучающихся и их родителей – проект «Правильное питание - залог
успешного образования».
«Театральный диалог» - развитие театрального искусства в рамках
уникального франкофонного театра гимназии, сотрудничество и участие в
фестивальном движении международного уровня.
«Науки без скуки» - организация учебного процесса во внеурочных
формах, с целью активизации познавательной активности детей:
«Филармонические уроки» - воспитание искусством, совместно со
Свердловской филармонией
«Персонализированная модель образования» - выбор образовательной
траектории для 5-7 классов
«День проектных уроков» - учебный день, когда уроки заменяются
мастерскими проектно-исследовательской деятельности
«Медиа центр гимназии 39» – развитие школьных СМИ
По окончанию учебных четвертей и года проходят итоговые линейки, с
целью награждения и поощрения детей, принявших участие в конкурсных,
состязательных

мероприятиях

различного

уровня

и

анонсирования

предстоящих.
Внешкольные мероприятия
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
20

кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в
походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности:
Проект «Традиции гимназии: день туризма» - первая суббота сентября,
это походы выходного дня, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями детей, проводятся как интерактивные занятия
с распределением среди гимназистов ролей и соответствующих им заданий, с
целью сплочения классных коллективов.
Проект «Гимназический языковой портфель» суть которого состоит в
организации

самостоятельной

творческой

деятельности

обучающихся,

которые берут на себя выполнение исследовательско-краеведческих работ.
По этому проекту утверждена программа экскурсий обязательных к
посещению.
Экскурсионная

программа

гимназии

в

рамках

работы

по

международному проекту «Экономическое, социальное и культурноисторическое наследие Среднего Урала и регионов Франции»
Класс
1
классы

2
классы
3
классы
4

Экскурсия
1. Краеведческий музей. История основания г. Екатеринбурга. Посещение
Исторического сквера
2. Дом-музей П.П.Бажова в г. Екатеринбурге.
Дом-музей Мамина-Сибиряка
1. Обзорная экскурсия по городу с посещением границы «Европа – Азия»
2. Музей природы
1. Фарфоровый завод, дом музей П.П.Бажова, г. Сысерть
2. Экскурсия на Свердловскую киностудию (цех по выбору)
За кулисами цирка.
1. г. Невьянск «Демидовы на Урале». Гончарное производство (Таволги)
21

классы

2. По храмам Екатеринбурга

Организация предметно-пространственной среды
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через
экологический проект:
Проект «Цветущий город»
Цель: патриотическое экологическое воспитание гимназистов
Блоки проекта:
1 Оформление интерьера школьных
помещений;
Событийный дизайн – оформление
пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний,
торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний, конференций и т.п.);
2 Размещение на стенах школы регулярно
сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать
свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга;
Картин определенного художественного
стиля, знакомящего школьников с
разнообразием эстетического осмысления
мира;
Фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и
т.п.);

3 Озеленение пришкольной территории,
оформление клумб, аллей, доступных и
приспособленных для школьников разных
возрастных категорий, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
22

Мероприятия проекта
Поддержание озеленения фойе
гимназии: полив, посадка,
опрыскивание растений зеленых
уголков.
Разработка и реализация проектов
тематического оформления
пространства гимназии.
Работа со сменными экспозициями:
“Уголок художника” - 2 этаж,
“Кулинарные шедевры” - обеденный
зал
Выставки картин по тематике
кварталов:
Научный - природа Урала;
Литературный - история
Екатеринбурга
Французский - Париж в творчестве
французских художников.
Наполнение контента интерактивных
панелей фото и видео хроникой жизни
гимназистов в разделе “Жизнь
гимназии”, а также на ТВ-панели в
формате видео или слайд фильма.
Наполнение новостного контента
интерактивных панелей.
Поддержание и наполнение
информационными материалами
(экологическое, образовательное
содержание) проекта озеленения
пришкольной территории,
экологической тропы, входной
группы.

4 Создание и поддержание в рабочем состоянии
в вестибюле школы стеллажей свободного
книгообмена, на которые желающие дети,
родители и педагоги могут выставлять для
общего пользования свои книги, а также брать
с них для чтения любые другие;
5 Благоустройство классных кабинетов,
осуществляемое учителями-предметниками
вместе с гимназистами, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности;
6 Размещение в коридорах и рекреациях школы
экспонатов школьного экспериментариума –
набора приспособлений для проведения
заинтересованными школьниками несложных
и безопасных технических экспериментов;

Участие в конкурсе новогоднего
оформления, проведение акций по
сохранению спортивных и игровых
зон пришкольной территории
“Сохраним город цветущим”
Акция по наполнению стеллажей
“bookcrossing”.
Акция “Читающий класс”

Конкурс оформления классных
кабинетов, отражающий предметное
содержание.
Конкурс-выставка на создание
“экспериментальной площадки” на 3ем этаже “Научный” квартал
Обновление стендовой информации
“Это интересно” на 1 этаже квартал
“Открытие”
Наполнение, обновление стенда
“Развивая детей - меняем будущее”.

7 Популяризация символики гимназии (флаг
школы, гимн школы, эмблема школы,
логотип, элементы школьного костюма и т.п.);
Акцентирование внимания гимназистов
Акции памяти у стенда “Живая
посредством элементов предметнопамять”
эстетической среды (стенды, плакаты,
инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:


Совет родителей участвующие в управлении образовательной

организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
сентябрь Заседание Совета родителей и Совета старшеклассников «О перспективах
развития гимназии»
январь

Круглый стол «Здоровье школьника»

май

Заседание по итогам года
23

родительские дни, во время которых родители могут посещать



школьные

уроки,

внеурочные

занятия

и

консультации

педагогов-

предметников для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в гимназии и освоении образовательных стандартов

Ноябрь Дни открытых дверей: открытые уроки, занятия кружков и секций, консультации
педагогов-предметников, встречи с классным руководителем, посещение
столовой с целью дегустации блюд школьного меню.
Январь День коллективных творческих дел: проведение совместных с родителями
классных мероприятий.



общешкольные родительские собрания, происходящие в

режиме обсуждения наиболее значимых рубежных этапов освоение
образовательных стандартов и острых воспитательных проблем:
Классы Обсуждаемые вопросы
1-ые

Организация учебного процесса, адаптация ребенка к школьному режиму

2-ые

Здоровье младшего школьника (режим дня, питание, профилактика)

3-ие

Выбор курса ОРКСЭ

4-ые

Освоение ФГОС НОО



родительский

всеобуч

проводится

в

рамках

классных

родительских собраний
«ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»
Культура здорового питания закладывается в семье, поэтому в рамках
проектов «Правильное питание – залог успешного образования» и
«Российская сеть школ здоровья» родители могут получить рекомендации и
советы по вопросам организации полноценного питания и сохранения
здоровья детей.
Тематика родительского всеобуча:
24

1 класс «Основные принципы организации рационального питания в
младшем школьном возрасте»
2 класс «Режим и гигиена питания младших школьников. Рацион
питания младшего школьника»
3 класс «Формирование основ культуры питания и здорового образа
жизни у младших школьников»
4 класс «Значение витаминов и минеральных веществ в рационе
питания младшего школьника. Профилактика витаминной недостаточности»
«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»
Мероприятия с родителями в рамках программы по профилактике
ДДТТ и изучению правил дорожного движения учащимися:
Класс Тема

Форма занятий

Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма
Типичные ошибки в поведении
школьников на улицах и дорогах.

1.
2.

Родительское собрание

3.

Возрастные и психофизиологические
особенности поведения детей в дорожной
среде.

4.

Как влияет на безопасность детей
поведение родителей.

1. Родительское
собрание.
2. Индивидуальная
работа с родителями.
1. Родительское
собрание.
2. Индивидуальная
работа с родителями.
1. Родительское
собрание.

Методы
обучения
Лекция
Беседа

Лекция

Беседа

«ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ»
Лекторий в помощь родителям о предупреждении возможных
зависимостей у ребенка:
Классы

Тема

1-ые

Родительский пример в становлении личности

2-ые

Профилактика экранной зависимости

3-ие

Бродяжничество и асоциальное поведение

4-ые

Ответственность за правонарушения (драки, оскорбление достоинства, хищения,
хулиганство, экстремизм, в том числе в Интернете)

25



работа конфликтной комиссии и школьной службы примирения

по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;


участие

родителей

в

педагогических

консилиумах

(педагогический совет, встреча при директоре, Совет профилактики,
Административно-общественная комиссия по питанию), собираемых в
случае

возникновения

острых

проблем,

связанных

с

обучением

и

воспитанием конкретного ребенка;


помощь со стороны родителей в подготовке и проведении

общешкольных

и

внутриклассных

мероприятий

воспитательной

направленности;


индивидуальное

консультирование

c

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.
Самоуправление
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие,

чувство

собственного

достоинства,

а

школьникам

–

предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Это то, что готовит их ко взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность,

детское

самоуправление

иногда

и

на

время

может

трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в
детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
•

через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого

для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы.
26

Коллегиальный

орган

самоуправления

в

гимназии

Совет

обучающихся состоит из председателей активов 8-11 классов, расширенный
Совет обучающихся (5-11 классы).
Примерный план работы Совета обучающихся
Мероприятие

Направленность

Сроки

Собрание
Совета
обучающихся
Собрание
расширенного
Совета обучающихся
Выборы
актива
класса,
представителей
в
Совет
обучающихся
Выборы
председателя
и
руководителей
секторов
Совета обучающихся
Подготовка и проведение Дня
самоуправления ко Дню
учителя
Подготовка и проведение
Покровской ярмарки
Акция «Спасибо бабушкам и
дедушкам!» приуроченная ко
Дню пожилого человека
Подготовка и проведения
концерта ко Дню матери
Подготовка и проведение Дня
рождения гимназии
Акция «Добро стучится в
двери» (сбор книг для детей и
кормов для животных)
Развлекательная программа
«Новогодние забавы»
Спортивно-патриотическая
игра «Зарница»
Концертная программа в
честь
Дня
Защитника
Отечества
Акция «Открытка в женские
руки»
Подготовка к последнему
звонку

Организационная

Ответственный
сектор
Еженедельно Председатель СО

Организационная

Ежемесячно

Председатель СО

Организационная

Сентябрь

Классные
руководители

Организационная

Сентябрь

Руководитель СО

Культурно-массовая

Октябрь

Творческий сектор

Культурно-массовая

Октябрь

СО

Творческая,
социальная

Октябрь

Культурно-массовая

Ноябрь

Творческий
сектор,
медиа
сектор
Творческий сектор

Культурно-массовая

Декабрь

Творческий сектор

Социальная

Декабрь

СО

Культурно-массовая

Декабрь

СО

Спортивная,
патриотическая
Культурно-массовая

Февраль

Социальная

Март

Спортивный
сектор
Творческий
сектор,
медиа
сектор
СО

Организационная,
культурно-массовая

Апрель-май

СО

Февраль

На уровне классов:
•

через деятельность выборных по инициативе и предложениям

учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров),
27

представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать

его

работу

с

работой

общешкольных

органов

самоуправления и классных руководителей;
Самоуправление в классных коллективах гимназии строится на основе
выборности актива класса состоящего из


Председатель актива



Учебный сектор



Спортивный сектор



Социальный сектор



Культмассовый сектор



Трудовой сектор



Пресс-центр класса



Служба примирения

Профилактика и безопасность
Раздел «Профилактика и безопасность» направлен на реализацию
воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности

педагогического коллектива школы в целях формирования и поддержки
безопасной,

комфортной

среды

в

образовательной

организации,

профилактику безнадзорности и противоправного поведения обучающихся.
Раздел «Профилактика и безопасность» предусматривает:
 организацию превентивной работы со сценариями социально
одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому
давлению;
 поддержку инициатив обучающихся, педагогических работников в
области

укрепления

безопасности

профилактики правонарушений, девиаций;

28

жизнедеятельности

в

школе,

 предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп
обучающихся;
 поддержку и профилактику расширения групп детей, семей
обучающихся,

требующих

специальной

психолого-педагогической

поддержки и сопровождения (слабоуспевающих, социально запущенные,
осужденные, социально неадаптированные дети-мигранты и т.д.).
Раздел реализуется по следующим направлениям:
Пропедевтика безопасного поведения обучающихся.
Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся
школы.
Работа по профилактике безопасного поведения обучающихся в
образовательной организации, в быту, в общественном месте, во время
движения в транспорте и т.д. проводится классными руководителями,
воспитателями на классных часах, воспитательских часах, в рамках
индивидуальных бесед с обучающимися.
Работу по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних обучающихся проводит Совет по профилактике
безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся.
«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»
Мероприятия с родителями в рамках программы по профилактике
ДДТТ и изучению правил дорожного движения учащимися:
Класс Тема
1.
2.

3.

Форма занятий

Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма
Типичные ошибки в поведении
школьников на улицах и дорогах.

Родительское собрание

Возрастные и психофизиологические
особенности поведения детей в дорожной
29

1. Родительское
собрание.
2. Индивидуальная
работа с родителями.
1. Родительское
собрание.

Методы
обучения
Лекция
Беседа

Лекция

среде.

2. Индивидуальная
работа с родителями.
1. Родительское
собрание.

Как влияет на безопасность детей
поведение родителей.

4.

Беседа

«ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ»
Лекторий в помощь родителям о предупреждении возможных
зависимостей у ребенка:
Классы

Тема

1-ые

Родительский пример в становлении личности

2-ые

Профилактика экранной зависимости

3-ие

Бродяжничество и асоциальное поведение

4-ые

Ответственность за правонарушения (драки, оскорбление достоинства, хищения,
хулиганство, экстремизм, в том числе в Интернете)

Профилактические

классные

часы:

реализация

программы

профилактики “Все цвета, кроме черного”, 1 час в месяц
Классные

часы

по

безопасности:

реализация

программы

по

профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению
правил дорожного движения учащимися «Безопасность на дорогах», 1 час в
месяц
Социальное партнёрство
Раздел

«Социальное

партнерство»

предполагает

усиление

воспитательного воздействия Рабочей программы воспитания гимназии за
счет ресурсов сетевого взаимодействия.
Сетевое

взаимодействие

гимназии

с

социальными

партнерами

подразумевает:
 участие
отдельных

представителей

мероприятий

в

организаций-партнеров

рамках

реализации

в

проведении

Рабочей

программы

воспитания и календарного плана
 воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
30

 участие

представителей

организаций-партнеров

в

проведении

внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
 проведение на базе организаций-партнеров отдельных занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности при
соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
 совместную работу обучающихся и представителей организацийпартнеров в области социального проектирования.
При

реализации

раздела

«Социальное

партнерство»

школа

сотрудничает со следующими организациями:


по международному проекту учебные заведения Франции: Лицей

«Блез Паскаль» (г.Клермон-Феран), Лицей «Пьер и Мари Вирложе»
(г.Рийом), Колледж «Сент Жозеф» (г.Вуарон)


Центр французского языка и культуры «Альянс Франсез» г.

Екатеринбурга


ГАУЗ СО «Городской центр медицинской профилактики»



ГАУК

СО

«Свердловская

государственная

академическая

филармония»


МП «Россия – моя история» г.Екатеринбург



ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический

университет»
Профориентация
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация»
школьников;

включает

диагностику

в
и

себя

профессиональное

консультирование

по

просвещение
проблемам

профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая

профориентационно

значимые
31

проблемные

ситуации,

формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное

самоопределение,

позитивный

взгляд

на

труд

в

постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:


участие в городских профориентационных проектах, которые

нацелены на оказание психолого-педагогической поддержки школьникам в
проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута
через

использование

ресурсов

профориентационного

партнерства

образовательных организаций с профессионально-производственным и
социокультурным территориальным окружением, в интересах реального
сектора экономики.
Форма работы: посещение школьниками организаций СПО, ВПО и
предприятий, с целью прохождения социальной пробы. Диагностика
профессиональной направленности и профконсульации для школьников.
Ступени реализации:
Первая ступень «Самопознание» – диагностика профессиональной
направленности, профориентационные игры, квесты, изучение интересов и
склонностей участниками проекта, знакомство с профориентационным
контентом сайта Центра «Диалог» и миром профессий. Материалы по
проекту: http://dialog-eduekb.ru/post/materialyi-po--proektu
Вторая ступень "Самоопределение" – это мероприятия «Профи-дебют»
для участников проекта, ориентированных на обучение в учреждениях
среднего профессионального или высшего профессионального образования.
Для старшеклассников проводятся мастер-классы, конкурсы, олимпиады,
деловые игры и другие мероприятия в онлайн режиме.
Третья
путешествие
предприятия

ступень

«Профессиональный

(онлайн)

заинтересованных

с

высокотехнологичным

труд»

представляет

участников

на

производством,

специалистами, знакомство с предприятиями города и района.
32

собой

территорию
лучшими

Четвертая

ступень

дает

возможность

участвовать

в

профориентационном конкурсе (онлайн) «Хобби как профессиональный
выбор»


экскурсии

на

предприятия

города,

предусмотренные

экскурсионной программой гимназии в рамках работы по международному
проекту «Экономическое, социальное и культурно-историческое наследие
Среднего Урала и регионов Франции» (модуль 3.6) дающие гимназистам
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии в уральском регионе; (экскурсионная
программа)


участие в ежегодной образовательной выставке «Навигатор

Поступления»: Лучшие вузы Екатеринбурга, России и мира на одной
площадке, проведение встреч с представителями СПО и ВПО на базе
гимназии;


посещение дней открытых дверей в средних специальных

учебных заведениях и вузах;


участие

в

онлайн

мероприятиях,

участие

в

работе

всероссийского

посвященных

выбору

профессий;


интернет-проекта

«Проектория»:

просмотр

профориентационного

лекций,

решение

учебно-

тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых
уроков;


освоение

ступени

среднего

общего

образования

по

индивидуальным учебным планам с возможностью углубленного освоения
выпускниками гимназии различных курсов по выбору, включенных в
основную образовательную программу гимназии, или в рамках курсов
дополнительного образования.


Проект «Предпринимательские классы». Предпринимательский

класс — это возможность освоить навыки предпринимательства, разработать
собственный бизнес-проект под руководством опытных предпринимателей.
33



Проект «Дни карьеры» при поддержке Центра трудовых ресурсов

города Екатеринбурга


Проект «Психолого-педагогические классы» в рамках сетевого

взаимодействия

с

ФГБОУ

ВПО

педагогический университет»

34

«Уральский

государственный

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
В МАОУ гимназия №39 запланированы и проводятся мероприятия,
направленные на повышение квалификации работников образовательного
учреждения в области воспитания, организация научно-методической
поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей
образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов интересов.
Ведется планомерная работа по пропаганде положений теории
воспитательных систем среди педагогического коллектива:


через регулярное проведение и участие в семинарах, научно-

практических

конференциях

–

от

школьных

до

региональных

международных;



через научно-методические пособия;
через знакомство с передовыми научными разработками и

российским опытом.
В ходе работы к личности классного руководителя предъявлялись
следующие требования:


умение анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы



умение проектировать, распределять цели;



умение организовать и анализировать деятельность;



умение осваивать свой опыт через рефлексию и выражать его

в технологической форме;


умение перестроить устаревшие технологические формы и

методы;


способность к самовыражению.

При планировании работы с кадрами учитываются:


нормативные документы Министерства просвещения Российской

Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы;


проблемы воспитания, стоящие в центре внимания;
35



основные направления воспитательной работы, сложившиеся в

гимназии, в том числе проблемы, над которыми работает гимназия;


реальное состояние воспитательной работы в гимназии и уровень

развития личности воспитанников;


возрастные особенности воспитанников и специфические пробле-

мы воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования
личности;


классных

уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт
руководителей, их

готовность

к

решению

предстоящих

воспитательных задач (на основе диагностики), определившиеся интересы в
области теории и методики воспитания, а также реальные возможности для
внедрения в практику рекомендаций педагогической теории и передового
опыта.
В работе классных руководителей проходит изучение:


нормативных документов;



научных разработок по вопросам повышения квалификации

педагогических кадров;


изучение организации и содержания учебно-воспитательного

процесса;


глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов

воспитательной работы в школе;


знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного

процесса и качества подготовки учащихся.

3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Нормативные

акты

образовательной

организации

по

основным

вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том
числе регламентирующие:


Правила приема обучающихся (воспитанников)
36



Режим занятий обучающихся (воспитанников)



Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления

обучающихся (воспитанников)


Порядок

прекращения
обучающимися

оформления

отношений

возникновения,

между

(воспитанниками)

приостановления

образовательной
и

(или)

организацией

родителями

и
и

(законными

представителями) несовершеннолетних


Правила внутреннего распорядка обучающихся (воспитанников)



Правила внутреннего трудового распорядка



Устав МАОУ гимназии № 39 «Французская гимназия»

Иные локальные акты:


Положение

об

организации

общего

образования

детей,

нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов на дому


Положение об использовании устройств мобильной связи

3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих
особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с
ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов,
из семей мигрантов, билингвы и др.), одарённых, с отклоняющимся
поведением, — создаются особые условия.
Государственная
реализацию

программа

комплекса

Доступная

мероприятий,

среда

предусматривает

позволяющих

обеспечить

беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в
приоритетных

сферах

жизнедеятельности

инвалидов

и

других

маломобильных групп населения, а также совершенствование условий и
порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и
реабилитации с целью интеграции инвалидов с обществом.
37

При входе в гимназию оборудован специальный подъемник для
перемещения инвалидов в здание школы, имеются перекатные пандусы,
табличка с шрифтом Брайля.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья
В здании Гимназии имеется 2 спортивных зала: 1 для игровых видов
спорта и 1 для гимнастики.
На территории Гимназии имеется спортивная площадка, минифутбольное поле, баскетбольная площадка, полоса препятствий.
Для полноценных занятий физической культурой инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями в спортивных залах оборудованы площадки
с

тренажерами

общеукрепляющей

направленности.

Все

спортивное

оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности и
удобства. В спортивных залах создана безбарьерная среда.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебные

занятия проводятся в кабинетах

укомплектованных

техническими средствами обучения, демонстрационным оборудованием:
экранами, проекторами, Для всех обучающихся обеспечен индивидуальный
неограниченный доступ к учебно-планирующей и учебно-методической
документации:

учебным

планам,

рабочим

программам

дисциплин,

расписание уроков. В гимназии создана среда, способствующая обучению и
воспитанию, направлена на удовлетворение потребностей и интересов
личности
ценностями
изменяться

в

соответствии
и

представляет

под

с

общечеловеческими
собой

воздействием

пространство,
субъектов,

и

национальными

которое

способно

культивирующих

и

поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила и
нормы в различных сферах и формах жизнедеятельности коллектива.
Имеются объекты социальной и спортивной инфраструктуры: актовый зал,
спортивные залы, кабинет психолога.
38

Также не остается в стороне физическое воспитание и привитие
здорового образа жизни, которое позволяет формировать потребности в
физическом совершенствовании, самовоспитании, формировании здорового
образа

жизни.

Этому

способствует

создание

и

функционирование

спортивных секций, проведение спортивных соревнований и праздников,
встречи

со

специалистами,

ведущими

спортсменами.

Традиционные

спортивные мероприятия, такие как Спартакиада, Покровская ярмарка, День
гимназии проводятся ежегодно и направлены на воспитание моральноволевых

качеств.

Целенаправленное

развитие

коммуникативных

и

социально-личностных компетенций позволило повысить самостоятельность
и инициативность, их заинтересованность в проявлении своих способностей.
Имеются в наличие средства обучения и воспитания приспособленные
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья.
Особыми

задачами

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями являются:
 налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение
обучающихся,

психолого-педагогической

содействие

повышению

уровня

поддержки
их

семей

педагогической,

психологической, медико-социальной компетентности.
При

организации

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и
39

(или) психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся

с

особыми

образовательными

потребностями

и

их

сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических
воспитателей,

приёмов,

организацией

педагогов-психологов,

совместных

форм

учителей-логопедов,

работы
учителей-

дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
 публичности,

открытости

поощрений

(информирование

всех

обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
 соответствия
общеобразовательной

артефактов

и

организации,

процедур
качеству

награждения
воспитывающей

укладу
среды,

символике общеобразовательной организации;
 прозрачности

правил

поощрения

(наличие

положения

о

награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в
этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
40

 сочетания

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать

межличностные

противоречия

между

обучающимися,

получившими и не получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с
учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их
статусных представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы

поощрения

проявлений

активной

жизненной

позиции

обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации
и

регулярном

поощрении

классными

руководителями,

поддержке

родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению)
артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио

может

включать

артефакты

признания

личностных

достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг — размещение классов в последовательности, определяемой
их

успешностью,

достижениями

в

чём-либо.

Подведение

итогов

ранжирования мест на общей линейке в конце каждой четверти, награждение
классов почетными грамотами.

41

Формирование знаменной группы для проведения церемониала
поднятия флага Российской Федерации из числа учащихся, имеющих
учебные, спортивные, творческие и общественно значимые достижения.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным

методом

общеобразовательной
воспитательной

анализа

организации

работы

с

целью

воспитательного
является

ежегодный

выявления

основных

процесса

в

самоанализ
проблем

и

последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
 распределённая ответственность за результаты личностного развития
42

обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —
это результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом,

социальным

педагогом,

при

наличии)

с

последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не
удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
43

анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.

Результаты

обсуждаются

на

заседании

методических

объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:


реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;



организуемой внеурочной деятельности обучающихся;



деятельности классных руководителей и их классов;



проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;



внешкольных мероприятий;



создания и поддержки предметно-пространственной среды;



взаимодействия с родительским сообществом;



деятельности ученического самоуправления;



деятельности по профилактике и безопасности;



реализации потенциала социального партнёрства;



деятельности по профориентации обучающихся;

Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным
коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.

44

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».